Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 188 небольшое имение Гайрос, обустроил его и поселился там. Правда, он выез- жал в Париж, чтобы навещать дочь Луизу. Но жить вне родной земли, не видеть любимой Кобылинки Александр Ва- сильевич не смог. В октябре он вернулся в Россию. И сразу поехал в тульское имение. Отныне он будет проводить время либо здесь, либо за границей, избе- гая столиц. «Деревенским европейцем» будут в шутку называть его немногие сохранившиеся друзья, в числе которых были тульские помещики А. Рембе- линский и А. Ёргольский. Сухово-Кобылин знал многих своих тульских соседей, но ни с кем близко не сходился. Еще до уголовного процесса, когда он чувствовал себя человеком абсо- лютно свободным и всеми уважаемым, Александр Васильевич занимался фехто- ванием на шпагах и гимнастическими упражнениями вместе со Л. Н. Толстым в знаменитой московскойшколе гимнастики и фехтования Якова Пуаре. Толстой в своих дневниках начала 1850-х гг. не раз замечал, насколько Сухово-Кобылин был хорошо развит и сложен, однако впоследствии их дружеские и, вероятно, поначалу доверительные отношения испортились. Причинами этого были, во- первых, уголовное дело Сухово-Кобылина, которое не могло не вызвать осужде- ния поместного дворянства, и, наверное, Толстого в том числе, а во-вторых, рез- кие высказывания Сухово-Кобылина о творчестве Толстого, о его философских и публицистических трактатах. Различие мировоззренческих позиций также не могло способствовать поддержанию или укреплению этих отношений. Бли- же к концу века Сухово-Кобылин не раз говорил, что не хочет читать Толстого и не понимает его творчества после «Анны Карениной». Никаких иных сведений о взаимоотношениях Толстого и Сухово-Кобылина не имеется, хотя Кобылинка и Ясная Поляна находились в непосредственном соседстве, а комедия «Свадьба Кречинского», как и толстовские пьесы, ставилась актерами-любителями в Туль- ском губернском дворянском собрании. О «Свадьбе Кречинского», пьесе относительно счастливой судьбы, напи- сано достаточно много 8 . Не будем повторять хорошо известное и отошлём чи- тателя к авторитетной литературе, посвященной этой комедии. Скажем не- сколько слов о двух других пьесах. Первые сцены драмы «Дело» были написаны в 1856 г. в Серпухове, где Сухово-Кобылин остановился по дороге в тульское имение. В основном пьеса была завершена к 1861 г. Однако пройти цензурные препоны на печать дра- матургу удалось только в 1869 г., когда все три пьесы Сухово-Кобылина уви- дели свет в одной книге «Картины прошедшего» (название было определено цензурным комитетом). Поставить на сцене «Дело» разрешили только в 1881 г. и под другим названием (премьера «Отжитого времени» прошла в Малом те- атре 4 апреля 1882 г.). Однако в 1883 г. по указанию цензуры пьеса была вновь снята с репертуара. На протяжении более чем сорока лет драма «Дело» вызывала гнев цензо- ров. В 1860-е гг. цензор Нордстрем писал: «…пьеса изображает… недальновид- ность и непонимание обязанностей своих в лицах высшего управления, под- купность чиновников, от которых зависит направление и даже решение дел, несовершенство законов наших (сравниваемых в пьесе с капканами), безответ- ственность судей за их мнение и решение – всё это представляет крайне груст- ную картину и должно произвести на зрителя самое безотрадное впечатление, которое ещё усиливается возмутительным окончанием пьесы» 9 . Под «возму- тительным окончанием» Нордстрем имеет в виду смерть в финале пьесы бла-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=