Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 186 с оттенком даже лёгкой грубости отношении Сухово-Кобылина к Симон-Де- манш. Большинство из них приобщено к уголовному делу и цитируется в до- кументальной книге Ст. Рассадина 3 . В частности, в одной из последних запи- сок он шутливо угрожал: «Только что моя мать уедет в Тулу, я приеду задать вам на орехи». В целом переписка возлюбленных, достаточно фривольная и не всегда приличная, затем составила основу обвинения Сухово-Кобылина, а истолкование этой переписки заняло множество томов уголовного дела. Се- натский обер-прокурор К. Н. Лебедев для каждого нового слушания извлекал из этой переписки отдельные фразы и призывал суд и сенат оценить мораль- ный облик Сухово-Кобылина, называя многие фрагменты личных бумаг об- виняемого и жертвы «пособием по развращению человека». Однако нет сомнения, что Сухово-Кобылин любил Луизу. Он похоро- нил её на Введенском кладбище Москвы. На памятной плите было выбито: «A la chere et triste memoire de Louise Elisabeth Simon, nee le 1 Avril 1819 – le 7 Novembre 1850» («Дорогой и печальной памяти Луизы Элизабет Симон, 1 апреля 1819 – 7 ноября 1850»). Младшей сестре Евдокии он писал в конце ноября 1850 г.: «Я твёрдо убеждён, что моя потеря огромна и что я никогда не найду привязанности, которая могла бы сравниться с этой… невозможно выразить, сколько мучительных воспоминаний встаёт в моём сердце рядом с раздирающим воспоминанием об её грустном конце» 4 . Дочь, родившуюся 3 июня 1851 г., Нарышкина и Сухово-Кобылин назвали Луизой. Это тоже го- ворит о многом. * * * Свою первую пьесу – комедию «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылин начал писать в 1852 г., в наиболее страшное для себя время. Затем последова- ла драма «Дело» – самая сильная, самая страстная из пьес Сухово-Кобылина. На ней лежит трагический отпечаток того, что ему самому пришлось пере- жить в собственном «деле». Последней завершённой пьесой Сухово-Кобылина стала «Смерть Тарелкина». «Тюремной тоске обязаны мы “Свадьбой Кречинского”, – и крик протеста, вопль измученного человека – эти две пьесы – “Дело” и “Смерть Тарелкина”, в которых Сухово-Кобылин позорным клеймом, несмываемым клеймом сати- ры, заклеймил “доброе, старое”, слава богу, “отжитое” уже время» 5 . «Трилогия Сухово-Кобылина даёт обобщающий сатирический образ совре- менной автору русской жизни в трёх её разных аспектах и на трёх логически связанных этапах: нравственное падение дворянства, вымирание правосудия, гибель личности, одержимой жаждой наживы и мести» 6 . «Бесправие человеческой личности перед теми, от кого зависит толкова- ние и применение закона, – пафос драматургии Сухово-Кобылина, движущая идея его пьес» 7 . Осень 1857-го и всю зиму следующего года – первое время «обретённой сво- боды» – Сухово-Кобылин провел в своём тульском имении. В апреле 1858 г. из серпуховской тюрьмы были выпущены его дворовые. Сухово-Кобылин не мог подавить в себе негативного отношения к этим людям. Он был глубоко убеждён, что причиной его несчастий являются именно они. Однако никаких резких действий он не предпринял, но с этого момента его неотвязным же-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=