Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

173 À. Ñ. Ãîðáà÷¸âà. Î äðåâíåì íåêðîïîëå Ñâÿòî-Íèêîëüñêîé öåðêâè â Êî÷àêàõ В северо-восточной части некрополя место между могилами внуков писа- теля В. И. и И. И. Толстых обозначено как захоронение Юлии Ивановны Игумновой (1871–1940) – художницы, секретаря Л. Н. Толстого и друга его семьи. НадгробиеЮ. И. Игумновой представляет собой простой белокаменный известняковый памятник в виде саркофага конца XIX в. Без сомнения, памят- ник был перенесён на настоящее место с чужого захоронения. По свидетельству Н. П. Пузина, Юлия Ивановна «в 1937 снова возвратилась из Аскании Нова в Ясную Поляну, стала жить в деревне» и говорила «незадолго до смерти: “Я хотела умереть только в Ясной, с которой у меня связаны самые дорогие и светлые воспоминания моей жизни”» 26 . На официальном сайте ясно- полянского музея-усадьбы сообщается, что «похоронена она, как того и хоте- ла, недалеко от яснополянской усадьбы в Кочаковском некрополе» 27 .Однако по утверждению земляков художницы, лебедянских исследователей-крае- ведов Н. В. Волынчикова и Ю. А. Рыжкова, Игумнова перед смертью «жила в городе Льгове Курской области» 28 , и «скромные её похороны во Льгове Кур- ской области состоялись в 1940 году» 29 . Получается, что захоронение Игум- новой тоже является символическим. К концу XIX в. прицерковный погост стал своего рода некрополем приходской элиты. Здесь погребали духовенство храма, храмоздателей и благотворителей, церковных старост, помещиков, живших в приходе, купцов и богатых крестьян, а также членов их семей. В Кочаковском не- крополе сохранились следующие примечательные надгробия, относящиеся к XVIII–XIX вв. Первое из них, расположенное в восточной части некрополя сразу за над- гробием П. И. Юшковой, представляет собой известняковый памятник типа «саркофаг». Выполнен он в виде гроба, завершающая часть которого – стилизованная крышка, отделённая от гроба карнизом сложного профиля. Верхняя плоскость крышки имеет в центре плохо сохранившееся рельефное изображение креста с копием и тростью. Торцовые части саркофага оформле- ны согласно традиции, сложившейся в XVIII в.: в головах сохранилось изоб- ражение венка, в котором, вероятно, располагались герб или монограмма, в ногах – достаточно хорошо сохранившееся изображение черепа с костями по сторонам, выступающим из стилизованного могильного холма. Длинные стоhоны надгробия справа и слева украшают рельефные изображения, характерные для тульской школы резьбы по белому камню: паль- мовые ветви, собранные в виде букета. В центре боковых сторон находились несохранившиеся рамки с надписями внутри. Размер шрифта, очевидно, был достаточно мелкий, поэтому надписи совершенно утрачены, что не позволя- ет атрибутировать надгробие. Однако это не умаляет значения памятника, поскольку по совокупности признаков его можно датировать не позже, чем первой половиной XIX в. 30 . Следующий памятник находится в юго-западной части церковного пого- ста, слева от ворот, ведущих на старинное приходское кладбище. Он выполнен из чёрного гранита в виде колонны. Массивное надгробие расположено на большом прямоугольном постаменте из песчаника. Оно состоит из восьми- гранного подиума, нижней части, профилированной валиком и трактованной как цоколь, и самой колонны. Поверхность памятника отполирована. С юго- западной стороны на колонке имеются повреждения в виде сколов – очевидно, следы от пуль времен Великой Отечественной войны. Верхние края колонки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=