Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 158 и общей асимметричностью композиции. В архитектурном отношении он имел достаточно сложную соподчинённую структуру. Здесь стоит отметить, что, не- смотря на многообразие монастырских построек, столь разных по своему функ- циональному назначению, располагались они не хаотично, а в соответствии с определённой закономерностью. Они образовывали чёткую иерархическую систему, группируясь по функциональному принципу и соподчиняясь меж- ду собой, составляя ряд неправильных концентрических поясов, центральное место среди которых занимали собор с трапезной и колокольня. Второй пояс состоял из жилых и хозяйственных построек: братских и настоятельских ке- лий и обслуживающих их помещений. Третий пояс составляла ограда с при- мыкающими к ней постройками хозяйственно-бытового назначения. В таком виде ансамбль Лихвинского Покровского Доброго монастыря про- существовал до 20-х гг. XX в., когда на его территории была устроена станция по ремонту сельскохозяйственной техники и склад зерна, а многие постройки утрачены. Несмотря на то что данный комплекс представлял собой интерес- нейший образец архитектуры XVII–XVIII вв., не было выполнено его научное изучение, обследование и обмеры с целью постановки на учёт в качестве па- мятника архитектуры. Историческая значимость данного объекта в полной мере не была оценена, в результате чего он долгое время эксплуатировал- ся в условиях, нанёсших ему невосполнимый урон, не позволяющий и на се- годняшний день в полной мере компенсировать его последствия, в том числе с точностью установить место рас- положения тех или иных зданий на территории монастыря. На основании анализа исто- рических источников (описания, архивных чертежей, фотографий) была выполнена схематическая реконструкция планировочной ор- ганизации монастыря. Также стоит упомянуть еще один интересный источник для реконструкции вне- шнего облика данного ансамб- ля. Это икона «Апостол Андрей Первозванный, мученики Флор и Лавр в молении Богоматери с ви- дом Лихвинского Покровского Добринского монастыря», храня- щаяся в Центральном музее древ- нерусской культуры и искусства им. А. Рублева в Москве. На ней представлен вид монастыря с юж- ной стороны. На переднем плане – Вознесенская церковь, слева от нее – Святые ворота, справа – въезжие ворота и настоятельский корпус с конным двором. На среднем пла- не – колокольня и Покровский собор, на заднем – корпус братс- Икона «Апостол Андрей Первозванный, мученики Флор и Лавр в молении Богоматери с видом Лихвинского Покровского Добринского монастыря». Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва в Москве. Фото автора статьи

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=