Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

153 Ã. Â. Àëòóíèí. Èñòîðèÿ ôîðìèðîâàíèÿ àðõèòåêòóðíîãî àíñàìáëÿ Ëèõâèíñêîãî Ïîêðîâñêîãî Äîáðîãî ìîíàñòûðÿ мастерские, складские здания. Когда сельское хозяйство в данном регионе пришло в упадок, закрылась и ремонтная станция. Территория монастыря на долгое время осталась в полном запустении, а сохранившиеся остатки монас- тырских построек продолжали разрушаться. Возрождение монашеской жизни в обители началось только с 2015 г. За- боту о восстановлении монастыря взял на себя игумен Антипа, управляющий монастырём и сегодня. Тогда же началась постепенная реставрация Покров- ского собора, которая полным ходом продолжается и по состоянию на 2019 г. На территории самого монастыря в 2015 г. была построена небольшая дере- вянная церковь в честь преподобного Алексия, человека Божия, в которой регулярно проводятся службы. В непосредственной близости с монастырём в 2017 г. выстроен современный корпус братских келий. После долгих лет упадка и забвения, будучи почти полностью уничтоженным, монастырь об- ретает новую жизнь. И такие моменты в его истории уже встречались. Так, полностью разграбленный и уничтоженный после «литовского разорения» в 1610–1616 гг. монастырь вновь отстроился и к середине XVIII в. достиг пика своего процветания. Возможно, при надлежащем управлении и восстановле- нии монастыря его история будет иметь не менее достойное продолжение. Точное время основания Лихвинского Покровского Доброго монасты- ря не известно. Одни источники относят его возникновение ко второй половине XIV в. и связывают с именем князя Романа Семеновича Одоевского 1 . Другие – с князем Иоанном Юрьевичем Одоевским, жившим в нём в 1477 г. 2 . Более позднюю историю можно отследить по материалам грамоты царя Михаила Федоровича, выданной в 1614 г., в которой сказано, что монастырь имел гра- моты от царя Федора Иоанновича, а ещё раньше – от Ивана Грозного, что мо- настырь был пожалован вотчинами князьями Никитой Романовичем и Дани- илом Семеновичем Одоевскими, жившими во второй половине XVI в. Таким образом, в этот период монастырь достоверно существовал 3 . Древний архив монастыря погиб во время «литовского разорения». Тогда же были сожжены и старинные храмы и иные постройки, бывшие в то время деревянными. Новая история возрождённого монастыря начинается с постройки в нём Покровского соборного храма в 1667 г. при настоятеле игумене Иове, управ- лявшем обителью с 1661 по 1670 год. Собор был выстроен при участии царя Алексея Михайловича, велевшего отпустить с тульских казённых заводов железа 400 пудов, и бояр, владевших землями в окрестностях монастыря: окольничего Михаила Алексеевича Ртищева, Никиты Ивановича Одоевс- кого с сыном Яковом Никитичем, Ильи Даниловича Милославского, Анны Ильиничны Морозовой 4 . Во вкладной книге значится: «…а строил ту церковь с Москвы кудашевец Максим Семенов Апочен» 5 . Остальные постройки оста- вались деревянными. Момент возведения каменного собора ознаменовал начало этапа формирования архитектурного ансамбля монастырского комп- лекса, полностью сложившегося только ко второй половине XIX в. Именно в доминирующей роли соборного храма (в отношении размеров и высоты, по центральному местоположению, по сакральной значимости) монастырь обре- тает архитектурный и идейный центр и превращается из конгломерата едино- образных объёмов в соподчинённую систему. С западной стороны к собору была пристроена трапезная – необходимый элемент общежительного монастыря. Однако её функции не сводились к сугубо утилитарному назначению, та- ким образом, она тяготела больше к собору, нежели к хозяйственно-бытовым

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=