Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 150 Книга, которую я назвал «История циркача без ретуши», была опублико- вана в 2012 г. Несмотря на то что это, казалось бы, только история одного бывшего циркового артиста, волею судьбы успевшего и поучаствовать в соци- алистической революции, и послужить в царской и советской армиях, и пора- ботать советским чиновником, и побыть заключённым в сталинском лагере. Всё, что уместилось в судьбе одного человека, – это история нашей страны. А деревянный чемодан всё-таки потерялся, после двух ремонтов, переезда и одного пожара – исчез, как когда-то исчезнем, уйдём и мы. Но люди уми- рают, а память о них остаётся. Хочется верить, что каждый из нас оставит о себе память, и вклад, внесённый в дело, которому посвящаем жизнь, бу- дет жить вечно. Послесловие главного редактора С Александром Вальтером, автором этой публикации, я познакомилась в процессе работы над Тульской историко-культурной энциклопедией, где редактировала в том числе статью об истории тульского цирка. Его дед, Ми- хаил Вальтер, интересовал нас как один из руководителей цирка, о котором почти ничего сообщалось в известных нам источниках. В итоге в энциклопе- дии появилась биографическая правка о М.Вальтере. Но семейный архив, которым располагает Александр Игоревич, показался настолько интересным, что ограничиться только справочной статьёй было трудно. Я предложила ред- коллегиии альманаха включить в новый выпуск материал о М. А. Вальтере. Подготовить публикацию исторического документа, как мы предполагали вначале, не получилось. Документы – дневники и письма – Андрей Игоревич не считает нужным публиковать, и это его право. Поэтому мы договорились, что это будет биографический очерк. Не менее ценны оказались фотографии из семейного архива Вальтеров, в том числе уникальные снимки, сделанные в Белёве, которые использованы как иллюстрации к очерку. Отчасти, тот ма- териал, который мы публикуем в альманахе, внимательный читатель может найти в книге «История циркача без ретуши», вышедшей в 2012 г., – доку- менты в основе одни и те же. Однако книга, изданная как воспоминания Михаила Вальтера (именно его имя указано в качестве автора), но составлен- ная другим человеком – Александром Вальтером, слишком далеко уводит нас в жанр документальной прозы и содержит много отступлений от сюжетной линии, связанной с биографией главного героя. Нам же хотелось максималь- но сосредоточиться на фактическом материале, и мы благодарны Александ- ру Вальтеру за терпеливую работу над подготовкой этой публикации. Нужно оговорить, что этот очерк – нетипичная публикация для научно-популярного издания. То, что мы узнали о Михаиле Вальтере благодаря его внуку Алек- сандру Вальтеру, – это история, подкреплённая документами, но впитавшая в себя всё, что живёт в каждой семье в виде личного отношения, впечатлений, воспоминаний – то, что со временем становится семейной легендой. Ю. Иванова

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=