Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 146 В первое время всем не хватало тишины Белёва, его спокойной разме- ренной жизни, где люди если спешат, то спешат не торопясь. Другое дело Тула, большой промышленный город, где огромные заводы, общественный транспорт, где каждое утро, кроме воскресенья, в шесть утра раздаётся завод- ской гудок, поднимающий всех и вся. Прошёл не один день, пока мальчишки не перестали вскакивать с испуганными глазами и каждый раз спрашивать: папа, опять тревога? Но время шло, и все понемногу втянулись в городской ритм. Дети по- шли в школу, а Михаил Александрович с головой окунулся в новую работу. Его, как тогда говорили, «бросили на оргвопросы». С приходом в губсовет физкультуры, с целью пропаганды физической культуры и спорта, Вальтер стал активно сотрудничать с Тульским управлением зрелищными предпри- ятиями, в подчинении которого находился и Тульский цирк. Это управление совместно с Тульским губернским отделом народного образования издавало журнал «Тульский зритель», который освещал развитие в Туле и Тульской губернии театрального, циркового и киноискусства, а также клубной работы. В течение года, вплоть до закрытия журнала в 1930 г., М. А. Вальтер входил в состав редакционной коллегии, где был активным её членом. В 1929 г. Михаила Вальтера назначили директором Тульского и Кали- нинского (по совместительству) госцирков. За время его работы в Тульском цирке выступали многие ведущие артисты Советского Союза. Это Борис Эдер (аттракцион с хищниками), Кадыр Гулям (аттракцион с верблюдами), Лаза- ренко (клоунада), Польди (руководитель номера велосипедистов-акробатов), дрессировщики Дуров (домашние животные) и Кудрявцев (медведи). Различия в репертуаре цирков в Туле и Калинине не было – как только один цирковой коллектив заканчивал работу в Тульском цирке, так тут же переезжал в Калининский, и наобо- рот. Таким образом, зритель за один сезон мог посмотреть несколько цир- ковых коллективов. М. А. Вальтер, будучи директором обоих цирков, основное время проводил в Туле. В Калинине делами управлял его заместитель Михаил Адольфович Ауде, который после Великой Оте- чественной войны стал директором Калининского цирка. Стационарный цирк в Туле поя- вился только в 1924 г. До того в городе работали несколько временных цир- ковых павильонов. Деревянное зда- ние высотой 10–11 м было выстроено на ул. Посольской (ныне Советская) примерно в том же месте, где рас- полагается современным Тульский цирк. Внутри размещались фойе, арена со зрительным залом на 860 места, кассы, буфет, административ- ные комнаты и комнаты для артис- Директор цирка М. А. Вальтер перед зданием цирка (не ранее 1935 г. – не позднее 1937 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=