Тульский краеведческий альманах №16 2019 г
133 М. И. Кучеров Тульский грузовой мотороллер «Муравей» Сейчас многие, наверное, и не знают такого слово – «мотороллер». Всем запомнились скутеры. Тем не менее, именно в городе оружейников было на- лажено производство мотороллеров. Инженеры «Туламашзавода» спроектировали принципиально новую машину, рабочую лошадку малой грузоподъёмности, аналогов которой не было в Европе. В СССР личный автомобиль всегда был роскошью. Единственный способ обеспечить советский народ доступным личным транспортом – это выпустить мотороллер. Да и народное хозяйство нуждалось в недорогом «грузовичке»: больницам, заводам, почте, пионерским лагерям и столовым было убыточно нанимать трехтонные грузовики, чтобы привезти 100–200 «кило» продуктов (корреспонденции, медикаментов)… 19 июня 1956 г. Совет Министров СССР принял постановление об органи- зации на заводах оборонной промышленности производства принципиально нового для СССР транспорта – мотороллеров. В правительстве решили, что с задачей справится Тульский машзавод. Он должен был сделать «полновес- ный» мотороллер – альтернативу мотоциклу, но дешевле и в двух вариан- тах – легковом и грузовом. В начале 1957 г. первые образцы грузового мотороллера ТГ-200 (наз- вания «Муравей» он еще не носил) были изготовлены, и начались дорож- ные испытания. В опытных образцах использовались узлы из выпускаемой в Серпухове инвалидной мотоколяски – непосредственно дифференциал и балансиры. В остальном грузовой мотороллер имел унифицированные с легковым узлы: двигатель, рулевую вилку с передней подвеской и колесом, рулевое управле- ние, электрооборудование, систему выхлопа, передний щит с настилом, кожух переднего колеса, колесо переднее с тормозом, электрооборудование и дви- гатель с глушителем. Благодаря дифференциалу, мотороллер получил пере- дачу заднего хода. При испытаниях выявилась необходимость, кроме элект- ростартёра, иметь дублёр – кикстартёр, в дальнейшем его внедрили и на легковом мотороллере Т-200М. После непродолжительного его выпуска эта модель была переделана и в таком виде выпускается до сих пор, сменились только конструкции облицовки, седла, руля. На базе мотороллера ТГ-200 были разработаны и освоены производством его модификации с кузовом-фургоном и изотермическим фургоном ТГ-200Ф и ТГ-200И. Первые серийные мотороллеры «Турист» сошли с конвейера в 1967 г., а в 1968 г. началось изготовление грузового мотороллера ТГА-200 «Муравей» с узлами новой базовой модели и увеличенной до 250 кг грузоподъёмностью. Первые серийные грузовые мотороллеры ТГ-200 имели следующие техни- ческие данные: двигатель двухтактный, рабочий объём – 199 см³, мощность – 8 л. с., грузоподъёмность – 200 кг, максимальная скорость – 50 км/ч, расход топлива на 100 км – до 7 л, масса – 265 кг (с кузовом) и 310 кг (с фургоном). Все изменения, улучшающие легковой мотороллер, незамедлительно внедрялись и на грузовом мотороллере, поэтому в принципе по двигателю Ì. È. Êó÷åðîâ. Òóëüñêèé ãðóçîâîé ìîòîðîëëåð «Ìóðàâåé»
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=