Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

107 Þ. Ô. Ñìèðíîâ. Ìèðîâîççðåíèå òóëüñêèõ ðàáî÷èõ â 1920-å ãîäû Групповые социальные рамки держались довольно прочно. Крестьяне, которые не имели высокой квалификации, чаще всего использовались на са- мых тяжёлых работах, но тем не менее увеличивали безработицу, что созда- вало напряжённые отношения между различными группами пролетариата. Такое положение информсводка ОГПУ зафиксировала на Дубенском чугуно- литейном заводе: «…Отмечено резкое обострение взаимоотношений между рабочими, работающими на заводе продолжительное время, и рабочими из местных крестьян, поступивших на работу недавно… был увеличен штат для выбивки и формовки, причём в большинстве случаев увеличение было про- изведено за счёт крестьян… При получении зарплаты старые рабочие оттал- кивают крестьян на последнее место, говоря с иронией: “Вы плохо работаете, и только портите вещи, так и идите назад”… Старые рабочие смотрят на них враждебно, находя, что крестьяне будто бы отбивают у них заработок. Своё враждебное отношение к крестьянам рабочие проявляют на каждом шагу. Всем крестьянам дали кличку “зимогоры”… В общем, отношение к рабочим из крестьянской среды, работающим на заводе непродолжительный срок, рез- ко враждебное» 21 . И рабочим, и крестьянам в 1920-е гг. казалось, что именно за их счёт улучшается материальное положение других групп населения. Крестьяне по- лагали, что жизнь в деревне намного тяжелее жизни в городе, считали, что рабочим отдается предпочтение, основываясь на сравнении цен на сельхоз- продукты и промышленные товары: «…Власть своё внимание уделяет только рабочим, крестьянство служит источником, из которого черпаются средства для благосостояния рабочих… В Ефремовском районе на расширенном за- седании Кобылинского сельсовета крестьянин-середняк, выступая в прени- ях, указывал: “Неправильно поступает Советская власть, которая возлюбила только рабочих, а крестьян хочет совсем уничтожить и допекает нас поэто- му разными налогами. Надо, наоборот, брать побольше налога с рабочих, а с крестьян налог надо уменьшить…”» 22 . Для крестьян городская жизнь была гораздо привлекательнее деревен- ской, поэтому многие из них и тянулись в город. При этом город для них оста- вался чужой территорией, на которой они чувствовали себя крайне неуютно: «…В деревне не жизнь, а могила. Рабочие все чистые, обутые и одетые и сот- нями снуют по тротуарам, и когда попадают из деревни в город наши мужич- ки в лаптях, то им приходится идти и бояться, как бы кого не зацепить или не замарать» 23 . Рабочие же полагали совсем наоборот: «…Власть обращает больше внимания на крестьян, чем на рабочих, им и сельхозналог сбавили, и с заводов их не увольняют, несмотря на то что на бирже труда много безра- ботных городских рабочих, которым некуда деваться» 24 . В целом отношения между городом и деревней, между рабочими и крестья- нами оставались антагонистическими в традиционном смысле деления на свой – чужой. Подобные, часто инфантильные отношения зафиксированы в переписке жительницы Тулы, перлюстрированной ОГПУ и представленной в информсводке от 30 июня 1924 г.: «…Дорогая Тося, на первый день Троицы в Щегловской засеке было устроено большое гулянье – смычка города с дерев- ней. Были рабочие всех заводов, фабрик и учреждений с семьями и с музыкой. Были устроены разные игры и митинги. Было очень весело. Но окончилось очень печально: разыскали самогону и изрядно выпили, затеяли с крестья- нами окрестных деревень драку, и получилась не смычка города с деревней,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=