Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 106 Разделение советского общества на два мира – крестьянский и рабочий – переходило в социокультурное противопоставление деревни и города. При этом оба мира были тесно связаны друг с другом, выходцы из них жили бок о бок. В 1920-е гг. наблюдался довольно медленный процесс расширения го- родского мира и втягивания в него представителей деревни. В этом процес- се сталкивались разные мировоззрения, разные взгляды на жизнь, которые часто вступали в противоречие. Советская власть сделала ставку на рабочий класс, сознательно поставив его на первое место в официальной идеологии. Подобная ситуация вызывала острое недовольство крестьянства, считавшего, что рабочим со стороны власти уделяется большее внимание, в то время как крестьянство продолжает оставаться в стороне от тех благ, которые достались рабочим: «…У нас в Советском Союзе хорошо живут только рабочие, а крестья- не сидят голодные… Коммунисты дали хорошее только для рабочих…» 19 . С другой стороны, пролетариат считал, что крестьянство имеет больше ус- ловий для хорошей жизни, а рабочие обмануты большевиками. Эти противо- речия выливались в конкретные отношения между представителями города и деревни на промышленных предприятиях. Крестьяне, пришедшие в город на завод, жили обособленной группой. Кадровые рабочие вовсе не стремились сближаться с крестьянами, а наоборот, стремились выдавить их с предприя- тий: «…Почему Горсовет не может поднять вопрос о выселении крестьян, ра- ботающих на заводе и имеющих одновременно связь с деревней, благодаря этому мероприятию, несомненно, сократилось бы число безработных город- ских рабочих» 20 . Агитпункт пулемётной мастерской № 1 Первых оружейных заводов СССР в траурные Ленинские дни. Рабочие за чтением литературы. Январь 1924 г. (ГУ ГАТО. Ф. Р-3097 Ф. Оп. 1. Д. 296)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=