Тульский краеведческий альманах №16 2019 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 16 • 2019 104 все удобства, для рабочих же ничего не делается, и мы утопаем в грязи…» 13 . В со- знании пролетариата было твёрдое убеждение, что Тула именно рабочий город, в котором всё должно делаться для улучшения жизни рабочего человека. * * * Как уже отмечалось, тульский пролетариат был разным с точки зрения социального происхождения, поэтому у многих групп рабочих в 1920-е гг. всё ещё не была сформирована социальная идентичность. Наиболее монолитной группой тульского пролетариата были рабочие оборонных предприятий. Сре- ди них существовала групповая солидарность, стремление помочь товарищу, сохраниться как социальная общность: «…Лучше мы будем работать 6 часов, но только пусть никого не сокращают…» 14 . Групповая солидарность актив- но проявлялась в период «военного коммунизма», во время забастовочного движения 1918–1920 гг. Например, в июне 1920 г. сразу после окончания за- бастовки на оружейном заводе, в результате которой было арестовано около трёх тысяч рабочих, оставшиеся на свободе направляли в Губчека заявления с просьбой об освобождении своих товарищей. В качестве аргумента чаще всего указывалось, что «…означенные рабочие ранее никогда не участвовали в стачках, не вели никакой агитации и сочувственно относились к Советской власти…» 15 . Но были и более жёсткие формы давления на власть: в марте 1920 г. рабочие инструментальной мастерской приостанавливали работу из- за ареста своего товарища и не возобновляли её до тех пор, пока этого рабоче- го не выпустят на свободу. Подобные случаи не были редкостью. * * * Серьёзное внимание оружейники уделяли рабочему ученичеству, которое до революции было важнейшим институтом социальной адаптации и вхож- дения в профессию. Так формировался и сохранялся социальный слой туль- ских рабочих. После революции институт ученичества в его патриархальных и традиционных формах начал умирать. Возможность обучения у кустарей, через которое проходило подавляющее большинство рабочей молодежи, рез- ко сократилась, обучение на фабричных предприятиях не могло охватить всех желающих, а системы профессиональных учебных заведений создано не было. Это породило напряжённую ситуацию с процессом «вхождения» в профессию. В середине 1920-х гг. этот вопрос привлекал внимание значи- тельной части рабочих, которые хотели направить своих детей по проторен- ному пути заводского рабочего: «…При теперешних законах нет возможнос- ти молодёжи обучаться ремеслу, т. к. в фабзауч устроить их очень трудно, а к частному хозяину отдать их тоже почти нет возможности, раньше в этом отношении было лучше…» 16 . Необходимость в сохранении форм обучения ремеслу, профессии заклю- чалась не только в обретении навыка для работы на фабричном предпри- ятии с целью обеспечения своего материального положения, но и в обретении качеств члена группы. Именно проходя через обучение у кустаря или на промышленном предприятии, ученик обретал все навыки, необходимые ему

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=