Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 8 в 300–500 экземпляров, увеличила издание до 1500–2000 экземпляров. Было налажено её распространение. О состоянии дел в финансовом отделе отчитался в сборнике некто Со- колов. «Первый год работы Белёвского уездного земельного отдела» пред- ставил заместитель заведующего земельным отделом Т. Грибанов. «Белёв- ский совет народного хозяйства. 1918–1919 г.» – общую характеристику управления «экономическим сектором» дал председатель Белёвского сов- нархоза К. Курабцев. «Отдел народного образования. 1918–1919 г.» представил заведующий отделом народного образования Дмитрий Джулин. В ведении этого отдела были не только уездные школы, но и культурно-просветительские учрежде- ния – библиотеки, музеи, клубы. Важно, что для учреждений образования и культуры в подборе кадров невозможно было руководствоваться только пар- тийной принадлежностью. И этой проблеме Джулин уделил особое внимание, рассказывая о том, как ему пришлось подбирать кадры: «Начиная работу я, в полном смысле этого слова, оказался “у разбитого корыта”. Людей подхо- дящих среди большевиков никого, денег ни боба, учителя принадлежат все к Всероссийскому учительскому союзу саботажников, хотя не саботируют, но к большевикам относятся с понятными или ненавистью, или недоверием… Посему первым моим делом было подобрать людей специалистов хотя бы из других, враждебных даже партий, но также, как и я, энтузиастически отно- сящихся к делу народного образования» 5 . За короткое время в Белёве были об- разованы студия изобразительных искусств, театральная студия. Обществен- ный клуб, существовавший в городе до революции, продолжил свою работу уже под руководством Внешкольного подотдела Отдела народного образования. В клубе была собрана театральная труппа. Правда, преодолеть безыдейность в артистической среде не удалось: «…приглашена была труппа под управ- лением Разумова, которую обязали ставить пьесы идейно-художественные, но, к сожалению, эта труппа своих обязательств почти не выполнила и все лето давала пьесы, хотя и обыкновенные, но привлекавшие массу публики из демократических слоёв, жаждущих культурных развлечений» 6 . Спустя время, как сообщает Джулин, им был «был задуман и осуществлён» Народно- художественный театр, для которого «случайно профессиональные артисти- ческие силы нашлись… В городе оказались т-щи Росляков, тов. Мирослав- ская, тов. Лигина, а главное – тов. Павлова из плеяды “славных” Малого московского тетра, игравшая когда-то с Ленским, Ермоловой, Южиным. К ним присоединились тов. Сабинин и тов. Эльманович» 7 . Огромный успех, как признается автор, имело основание театральной сту- дии «имени артиста Ленского», которую возглавил артист Николай Николае- вич Сабинин. Для отбора в студию был организован вступительный экзамен по выразительному чтению. Желающих были «огромные очереди». Для заня- тий в студии было отобрано 300 человек. Коротко рассказывает Джулин и о создании библиотеки на основе сущест- вовавшей им. В. А. Жуковского, которую пополняли книгами, реквизирован- ными в помещичьих усадьбах. Фонд библиотеки в 1919 г. насчитывал 46 тыс. изданий, была введена «карточная система» каталога, что было редкостью даже для столичных библиотек того времени – как пишет сам автор, «любой университет может позавидовать». Библиотека получила имя «25 октября». «Параллельно отдел обязал разъездных не ограничиваться одними биб-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=