Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

65 сторону через Красный мост и Ямской деревянный, соединявший оружей- ный завод с Кузнецкой слободой. Из Кузнецкой (Оружейной) слободы путь шел через насыпь Демидовской плотины с мостами. Только в конце XIX в. на месте Цепного появился деревянный Висячий мост, по которому мож- но было добраться в Чулково и гужевым транспортом, но его часто сносило во время половодий. Даже в начале ХХ в. Чулково, 4-я часть города, выглядело по-сельски. В основном деревянная одноэтажная, редко двухэтажная застройка, прак- тически каждое домовладение было окружено садами и огородами 7 . Еще в 1872 г. тульский полицмейстер доносил губернатору о стаях волков, которые навещали Чулково (их видели местные жители в зарослях на берегу Упы); в результате набегов серых у многих домохозяев со дворов пропали собаки 8 . Санитарное состояние усадебных дворов Чулковой слободы было ужас- ным – грязные, разбитые дворы, отбросы и помои выбрасывались прямо на землю и дожидались, пока дождевые и талые воды смоют их в реку. Уровень таких дворов часто был ниже уровня городских улиц, так как последние мос- тились, и в результате уличные сточные воды добавляли непролазную грязь в некоторых усадебных дворах. Первой замощенной дорогой – мостовой – в Чулкове могла похвастаться Епифанская улица: еще в 1847–1863 гг. здесь проложили мощенную камнем дорогу в Заречье через Демидовскую плотину 9 . Улицы города в середине XIX в. мостили исключительно известняком, поэ- тому на них было много пыли и неровностей (известняк быстро выбивался). Тротуары также были замощены известняком. Центральные улицы подмета- лись по утрам, летом поливались водой. «На более далёких от центра улицах чистое содержание мостовых пока еще не привилось» 10 . С конца XIX в. улицы мостились булыжником, дававшим намного меньше пыли. В 1893 г. в Туле начались работы по прокладке водопровода. Проект под- готовил петербургский инженер Михаил Иванович Алтухов. Работы вела фир- ма «Бромлей и К», которая с 1868 г. выпускала оборудование для городских водопроводов и строила водоводы в 30 городах России от Вологды до Томс- ка, включая и Москву. Для водоснабжения Тулы было решено использовать «Надеждинские родники» в районе ул. Рождественской (ныне ул. К. Маркса) в Чулково. 25 мая 1893 г. состоялась закладка здания «водоподъёмной» станции на пересечении улиц Рождественской и Зайковой (ныне ул. Осташёва) улиц в Чулково. На сетях поставили 10 водоразборных будок – небольших деревян- ных домиков с трубами для раздачи воды: с одной стороны – для залива в бочки водовозов, с другой – в бидоны и вёдра для горожан, с третьей – в корыта для водопоя лошадей. Несколько таких будок ещё недавно можно было найти в Туле (на ул. Кирова, снесена в 2016 г.) 11 . Из водоразборных будок вода отпускалась по 0,1 копейки за ведро, столько же по показаниям водомеров платили все тор- гово-промышленные предприятия. Для расчёта за воду с 18 марта 1894 г. были выпущены в обращение особые марки, которые продавались в городской упра- ве в «присутственные дни», бедняки могли получить марки бесплатно 12 . Заселённость Чулкова в первую очередь оружейниками определила заня- тия обитателей: почти все они были связаны с работами на оружейном заводе (в цехах завода непосредственно или на дому), у многих существовали допол- нительные промыслы – торговля или мастерские по производству бытовых вещей. Например, оружейники Ефим, Егор и Тимофей Кирилловы, дети Зай- ковы, делали мебель, двери и оконные рамы 13 . Ë. Â. Áðèòåíêîâà. Äåëà äàâíî ìèíóâøèõ äíåé...

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=