Тульский краеведческий альманах №15 2018 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 224 священа маршалу М.Н. Тухачевскому, который в середине 1930-х годов в Доме литераторов встречался с советскими писателями, «занятыми военной темой». Среди них был и Москвин, работавший в то время над романом «Маска». Он с восхищением пишет о Тухачевском как о человеке, донося до читателя 1960-х годов живой образ вычеркнутого из истории почти на 30 лет маршала: «Тухачевский говорил легко, свободно и как-то деликатно: высказывая своё мнение, он внимательно слушал и другие мнения; услышав нечто наивное, не обрушивался на незнающего всем грузом своих богатых знаний, а объяс- нял спокойно, любезно, как бы мягко добавляя: “Вот видите, так, пожалуй, будет правильнее”» 15 . Москвин вспоминает, как, работая над батальными сценами «Маски», он штудировал книгу австрийского военного историка Ганса де Блюка с вели- колепным предисловием Тухачевского. В 1960-е годы от неё остались лишь воспоминания: книга была библиотечной. «Да и сохранилась ли она вообще после всех событий», – горестно замечает писатель. Ещё одно замечание вскользь, которое Москвин делает о тяжёлом сталин- ском времени, встречаем в главе «Одна из прогулок». Вместе со своим прияте- лем, московским инженером-строителем Г.Н.Махоткиным, писатель любил гулять по центру Москвы. Однажды, остановившись у памятника Минину и Пожарскому на Красной площади, Москвин и Махоткин выяснили, что они оба происходят из старых славных родов: Москвин – из купеческого, Махот- кин – из аристократического (по матери он был потомком венгерской коро- левской династии). И здесь Москвин сообщает читателям: «Лет десять назад такой разговор в публичном месте вряд ли показался бы нам забавным…». В воспоминаниях писателя есть интересные детские впечатления о туль- ском быте. Так, глава «Далёкое эхо» посвящена тульским баранкам, которые автор очень любил. Он вспоминает, как мальчишкой наблюдал за пекарем-ба- раночником. В 1910-е годы на Площадной улице в Туле находилась булочная Миронова, а в ее подвальном этаже – пекарня. В маленькие окошки пекарни ребятне было хорошо видно, как делает баранки старый пекарь. «Справа от старика лежала доска с небольшими кусками нарезанного бараночного тес- та. Он брал один из них и ловко бросал его на голую ногу повыше колена. Тот- час ладонь старика накатывалась на этот кусок, сдавливала его и катила к колену, как к обрыву. Но кусок, конечно, никуда не падал, а вовремя останав- ливался. Старик подхватывал его. Это был теперь уже не кусок, а толщиной в палец жгут из теста, концы которого пекарь неуловимо быстро соединял. Образовавшееся тестяное кольцо он бросал в кипящий с водой котел» 16 . В период преподавания в Литературном институте на своём семинаре по прозе Москвин вместе со студентами много обсуждал творческий метод Л.Н. Толстого. Писатель большое внимание уделял художественному мас- терству своего земляка. Отчасти эти наблюдения зафиксированы в его замет- ках о творчестве, о которых уже упоминалось выше (большая часть вошла в книгу «Чувство прекрасного», изданную более чем через десять лет после его смерти, в 1980 г.). Наблюдения Москвина оригинальны тем, что почти не повторяют классических литературоведческих мыслей о Толстом, а носят очень самобытный, хотя и не всегда бесспорный характер. Москвин, несом- ненно, имел своего Толстого, и этот ракурс понимания великого писателя и мыслителя заслуживает уважения и представляет интерес. В письме, напи- санном Н.Я.Москвиным по просьбе Н. А. Милонова студентам-словесникам
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=