Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 220 Изображая жизнь учащихся десятых годов XX века, Москвин, разумеет- ся, старался быть объективным (текст создавался в основном в 1929–1930 гг.). К тому же, его «грели личные воспоминания», которые искажать и предавать невозможно. И вместе с тем быть абсолютно независимым от идеологии своего времени (а первое издание повести относится к суровому 1931 году, второе, пе- реработанное, – к более вегетарианскому 1969) Москвин не мог. Поэтому какие- то фальшивые ноты в повествование всё-таки просачивались. В первую оче- редь это касается классовых отношений, свидетельств готовящейся революции, и оценок её сторонников и противников. С.И.Гусев приводит такой отзыв вы- пускника тульской Перовской гимназии В.М.Покровского: «Автор пишет о дра- ках и вообще ругает ту “старую школу”. Читал, и так и хотелось спросить: чему же ты научился в ней? Ведь это плохие учителя обучали тебя грамоте, слогу. Ведь это плохие учителя тебя готовили к жизни. Но Москвин, может, и дрался. Ведь он учился в реальном училище, а через дорогу от них было коммерческое. Но даже если это и так, то драки были отнюдь не на классовой основе» 8 . * * * Заметки Москвина о писательстве – особый жанр и особая область в его творчестве. На протяжении многих лет Москвин преподавал в Литера- турном институте и подготовил не одно поколение прозаиков, многие из ко- торых и ныне активно действуют в литературе. Но дело не в громких име- нах, которые могут ныне осветить имя почти забытого в настоящее время Москвина, а в том, что в результате этой деятельности, как и всё у него, неторопливой, планомерной, но серьёзной и вдумчивой, в сознании многих людей (как его учеников, так и читателей этих заметок сначала в журналах и газетах, а затем в отдельных изданиях) прояснилось что-то очень важное касательно писательского взгляда на жизнь и писательства вообще, которое для Москвина, провизорского сына и выходца из весьма среднего по достат- ку класса, являлось велением души и призванием. И биография автора го- ворит об этом вполне отчётливо. Ни политические страсти, которые опалили его юность, ни военная служба, которая пришлась на молодость и раннюю зрелость, не стали для Москвина делом всей его жизни. Неумолимым обра- зом, как некая невидимая, но мощная сила, тянула его к себе литературная деятельность. Неброский талант Москвина интересен особой детализацией жизни, при- стальным и своеобразным взглядом, в котором отразилась наблюдательность, врождённая сметливость и способность накапливать, а затем описывать ду- шевный опыт. В замечаниях от автора к уже упомянутым литературным за- меткам «Над белым листом» (1964) Москвин писал: «Когда человек любит свою работу, когда он предан ей, он может не интересоваться тем, как идёт или как шла эта же работа у других – во всех её частностях и подробностях. Он не только сам что-то делает, производит, создаёт, но ещё и следит, на- блюдает за жизнью данной работы вообще, в удачных и неудачных образцах, в её малых и больших компонентах» 9 . Именно такими наблюдениями Моск- вин и делился со своими читателями в конце 1960-х годов. Эти наблюдения – результат пытливого ума и свидетельство развитой души скромного, но доста- точно глубокого человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=