Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 214 На улицах Тулы загорелся большой костёр настоящей любви Арсения Чистякова. И эта любовь навсегда связана с Тулой. «Удивительно, как он запомнил это. И он знает почему. Они тут по- вернули на тихую Гоголевскую улицу, и он, не смотря на Галину Фёдоровну, вдруг спросил, будет ли она помнить его. Он почувствовал её взгляд, обер- нулся и услышал слова: “Да, буду”». Со страниц рассказа Москвина перед нами встаёт любовно очерченный образ теперь хорошо ему знакомого города. Именно на его фоне и с его учас- тием большой костёр любви разгорелся и, как показывает сюжет рассказа, имеет перспективу гореть долго – всю жизнь. Образ несколько патриархальной и по-дореволюционному провинциаль- ной Тулы очень дорог Москвину, хотя об этом и не говорится ни слова, тем не менее вполне очевидно, что и Галина Фёдоровна, главная героиня расска- за, и её сестра, и её мать родом из той, дореволюционной, спокойной, тихой, интеллигентной Тулы с её изящно украшенными домами тихих центральных улиц – Пироговской, Гоголевской, Жуковской. В беспокойный ритм первых ме- сяцев войны, нарисованный в рассказе штрихами, пунктирно, в психологию уже измотанного бессонными ночами, тяжёлыми боями и постоянной работой военного инженера Чистякова внезапно входит умиротворение, покой и тиши- на. Правда, тишина прерывается недалёким гулом приближающихся военных действий, но эта тишина органично характерна самому городу, его улицам и его обитателям. И в этой тишине, означающей вовсе не пассивность, а планомер- ную созидательную работу, направленную на оборону родного города, скрыт залог будущей победы. Москвин словно бы говорит, что в тяжёлых условиях делать что-либо нужно не резкими рывками, не надрывом, а сосредоточенно и последовательно, отдавая себе отчёт в каждом действии. Именно поэтому в рассказе «Большой костёр» война не занимает доминирующего места, как, казалось бы, должно быть. Акценты смещены на то ненаблюдаемое в рассказе прошлое города Тулы, о котором мы говорили выше, и на послевоенные годы, т. е. на ту послевоенную весну, когда Арсений Петрович и Галина Фёдоровна, уже муж и жена, трудятся где-то недалеко от Тулы и думают о своём будущем. Во многих произведениях Москвина, в том числе и в рассказе «Большой костёр», создана особая атмосфера семейной жизни. Как правило, герои пи- сателя – люди уже немолодые, поэтому их отношения нельзя назвать страст- ными или романтическими. Москвин умеет рисовать особое ровное семейное счастье, за которым стоит взаимное уважение, забота друг о друге, т. е. то, что принято называть теплом домашнего очага. Москвин – мастер точной детали, и эта деталь у него всегда неповторима. Она не носит какого бы то ни было экзотического характера, чаще всего предельно проста, но глубока, серьёзна и искренна. В рассказе «Большой костёр» это та реакция, которая отражается в походке и взгляде Арсения Петровича, когда он видит входящую в комнату жену. Финальная сцена рассказа рисует разговор между ними в присутствии гостя, но в самом финале сдержанно, но по-москвински глубоко и серьёзно проявляется то живое и неугасимое чувство спокойной, но трепетной любви двух встретившихся в военное время людей. То, как Арсений Петрович под- нимается навстречу жене, и тот взгляд, который бросает она на него, сохраня- ет «живой и неутаённый свет» двух любящих сердец. По поводу детали Москвин замечательно писал в одном из своих очерков цикла «Над белым листом (Заметки о литературном труде)»: «Идея, которая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=