Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

213 * * * Одним из героев произведений Н. Я. Москвина стал родной город Тула. На его фоне развиваются действия трех произведений писателя: повести «Ко- нец реального» (1930) (переработанная в 1966 г. и переизданная в 1969 г. повесть стала называться «Конец старой школы»), повести «Лето летающих» (1956) и рассказа «Большой костёр» (1957). В каждом из этих произведений Тула не просто фон, а полноправный участник действия. Герой рассказа «Большой костёр» военный инженер-техник Арсений Пет- рович Чистяков попадает в Тулу в первые месяцы войны. И город входит в его сердце навсегда. Уезжая на фронт, он хранит образы города и встреченной в нём женщины. Они проходят с героем дорогами войны. «Но не было еще ни танков, ни немцев, и Чистяков, лёжа на траве, видел перед собой тульское – поднимающуюся в гору Пироговскую улицу. Наверху было кладбище и высокая белая колокольня церкви Всех святых. Из-за сво- ей двойной высоты она стояла над городом. Поезд ушёл далеко, все исчезло в летней мути, а она – одна от Тулы – все виднелась и виднелась... Нет, не надо поезда, он ещё не уехал с эшелоном... Они ещё стоят около колокольни, и Галина, подняв голову, показывает на каменных ангелов с трубами. <…> – Бабушка говорила, – рассказывает она, – что когда будет светопре- ставление, то ангелы затрубят в трубы и все мёртвые на этом кладбище воскреснут... Мне тогда было лет семь, и я бегала подсматривать за ан- гелами: неужели они так долго могут стоять не шевелясь? Но всего инте- реснее было представить воскресших, которые толпой выходят из ворот кладбища и спешат поскорее домой...». Ангелы на колокольне Всехсвятского собора. Фото Д. Романова Ä. À. Ðîìàíîâ. Íåáðîñêîå ñëîâî Èâàíà Ìîñêâèíà

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=