Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 212 му человеку» (они собраны автором в цикл «Волшебные рассказы»). Москвин, как и Булгаков, Зощенко, Маяковский, негодовал против невежества, бюро- кратии, классового примитивизма. В это время заветной для Москвина стала идея возрождения, перевоспи- тания человека под влиянием обстоятельств и положительных примеров. Он считал, что в любом человеке генетически заложены лучшие качества, и, даже если они затемнены дурными привычками, плохим воспитанием, стремлени- ем к выгоде, стяжательством и прочим, под влиянием некоего жизненного толчка они способны прорваться наружу и изменить человека. Эта идея вы- глядит несколько наивной, но писатель прошёл с ней через всю жизнь. В его самых известных в своё время, написанных в 1950–1960-х годах повестях она неизменно повторяется. Подобное преображение происходит с художником Нетеловым, пытающимся в одиночку завладеть кладом (повесть «Одинокий поиск»), вором Ужуховым, оказавшимся на чужой даче и ставшим свидетелем жизни её хозяев Пузыревских (повесть «Два долгих дня»). Во время Великой Отечественной войны Москвин работал в Совинформ- бюро: в первые месяцы войны – сотрудником, потом – редактором отдела. С на- чала 1950-х годов и до конца жизни он преподавал мастерство прозы в Ли- тературном институте имени Горького. Москвин относился к наставнической деятельности с большой ответственностью, любил своих учеников и был к ним очень внимателен. Один из них, В. Анкудинов, вспоминал: «Он получал огром- ное количество писем, рукописей, внимательно их прочитывал и собственно- ручно готовил каждому автору обстоятельный, исчерпывающий ответ с подроб- ным анализом всех достоинств и недостатков присланных произведений» 3 . Для своих студентов Москвин стал писать заметки о литературном твор- честве, над которыми работал до последних дней. Они составили книгу «Над белым листом» (1964), а после смерти Москвина входили в сборники «Оди- нокий поиск» (1973) и «Чувство прекрасного» (1980), отредактированные его женой и преданным помощником Т. Н. Кваниной. В Тульской областной уни- версальной библиотеке имеется подаренный ею сборник «Чувство прекрас- ного» с дарственной надписью. И это не единственный её подарок. Татьяна Николаевна долгие годы поддерживала связь с работниками Тульской област- ной библиотеки и передавала в её фонд все книги Москвина, выходившие в 1970–1980-е годы. Сам Москвин при жизни также поддерживал связь с родным городом. Он переписывался с Н. А. Милоновым, отвечая на его вопросы о прошлом Тулы и своих произведениях. В фонде Москвина в РГАЛИ (№ 2592) хранится 10 писем тульского профессора. Москвина высоко ценили современники. Названный выше архив хра- нит рецензии, написанные на его произведения разных лет такими извест- ными критиками и литераторами, как Ю. Н. Либединский, В. Я. Кирпотин, К. А. Федин, М. С. Шагинян. Наивысшим признанием можно считать отзывы Л. С. Соболева и К. Г. Паустовского. В статье «О приключенческой литерату- ре», опубликованной в газете «Комсомольская правда», Леонид Соболев на- писал: «Читая повесть “След человека”, словно дышишь свежим воздухом». А Константин Паустовский, прочитав только что вышедшую повесть Москви- на «Лето летающих», отправил автору телеграмму, в которой повесть оценива- лась как «великолепная, совершенно классическая книга». Телеграмма закан- чивалась словами: «Много лет я не испытывал такой радости. Спасибо!»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=