Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

203 де всего, потому, что эти иллюстрации никак – ни содержательно, ни функци- онально – не соотносились теперь с текстами азбуки. Удивительно, но в 10-м – по- дарочном – издании «Ёлки» ди- дактика уступила первенство эстетике: иллюстрации превос- ходны, но они в значительной сте- пени утратили обучающую роль. Даже там, где в тексте имелись прямые «отсылки» к иллюстра- циям («Что нарисовано здесь?»), они теперь «не работали»: вместо рыбака мы видим солдатскую ка- зарму, вместо семьи за столом – охоту на зайца и т. п. И только изображение качелей по-пре- жнему расположено рядом с соот- ветствующим рассказом, причём это рисунок Жуковского, который сопровождает данный текст во всех издани- ях азбуки. Нельзя сказать, что изображения и тексты в альбомной версии совсем не соотносятся друг с другом, но таких «попаданий» мало, главный мотив отбора иллюстративного материала явно «украшательский», декора- тивный. Это издание азбуки демонстрирует, как непрочны ещё были связи между текстуальным и визуаль- ным в российской литературе для детей. Парадокс – но более выиг- рышное с точки зрения внешнего вида издание оказывалось менее «учебным»… Дидактическая роль визуаль- ного ряда, заложенная в «Ёлку» ав- тором, вернулась к иллюстрациям в следующем, 11-м издании азбуки (1889) 38 . Вернулась и получила но- вое развитие. Теперь текстуальные материалы были связаны с визу- альными самым непосредственным образом: слова и предложения для первоначального чтения стали под- писями к рисункам. Отметим, что общее оформление азбуки тоже из- менилось – стилистически оно стало ближе к эстетике модерна. Издания 1901-го и 1907-го годов стереотипны. По всей видимости, азбука «Ёлка» была достаточно широко известна среди российских мето- дистов середины – второй полови- ны XIX века и пользовалась попу- Худ. Генрих Пиллати. Дараган А. М. Ёлка: Подарок на Рождество. СПб., 1874. Вкл. Худ. Э. Байард, гравёр Ф. Тришон. Дараган А. М. Ёлка: Подарок на Рождество. СПб., 1874. С. 85 Å. Þ. Ðîìàøèíà. «¨ëêà» À. Ì. Äàðàãàí: îïûò ìîíîãðàôè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ àçáóêè ñåðåäèíû XIX âåêà

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=