Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 202 только Бернардского, в этом случае подпись обычно дана в сокращенном ва- рианте: «Бернард.» или «Берн–.». В словаре книжных иллюстраторов Н.Обольянинова указаны имена и Бернардского, и Бируста, и Агина, но среди их работ в этом собрании азбука «Ёлка» не значится 35 . С точки зрения дизайна первые де- вять изданий азбуки Дараган были почти идентичны: рисунки добавлялись, убира- лись, заменялись похожими, но в целом это не меняло общей визуальной картины. Издание 10-е совсем иное. Это роскош- ный подарочный альбом, в котором текст оставался прежним, но иллюстрации бы- ли заменены практически полностью, кроме того, появились восемь цветных вклеек. В этом издании использованы работы известных российских и евро- пейских художников, на титуле указано: «с 120 политипажами Плетча, Фрелиха и др. и 8 раскраш. табл. по рис. Г. Пилла- ти» 36 . Обратим внимание на термин «по- литипаж». Вкнигоиздательской практике XIX века это – типовой изобразительный декор для многократного использования в разных изданиях 37 . По всей видимости, для данного альбома Вольфом были куплены или скопированы готовые кли- ше, а не заказаны оригинальные материалы (что, конечно, было бы дороже). Многие иллюстрации издания несут на себе автограф, но далеко не всегда его можно достоверно расшифровать и атрибутировать конкретную работу. Некоторые имена нам всё-таки удалось установить. Подчеркнём, что среди них много художников и гравёров, о которых даже в западных источниках имеется лишь весьма скудная информация. Сведения, которые нам удалось собрать, предлагаем читателю в прило- жении к данной работе, здесь же перечислим ряд имён: Егор (Георг) Егоро- вич Мейер (1822–1867, Россия); Лоренц Фрёлих (1820–1908, Дания); Оскар Плетч (1830–1888, Германия); Хенрик Пилла- ти (1832–1894, Польша); Эмиль-Антуан Байард (1837–1891, Франция); Жан-Пьер Муане (1819–1876, Франция) и др. Блестящее созвездие выдающих ху- дожников и гравёров XIX века! Набор иллюстраций в «альбомном» издании «Аз- буки» свидетельствует о широте кругозо- ра М.О. Вольфа (и/или его сотрудников) и многообразии его европейских связей. Полагаем, что подбор визуального ряда в этом случае был осуществлён именно издателем, а не автором учебника. Преж- Худ. А. Агин, гравёр Е. Бернардский. Дараган А. М. Ёлка: Подарок на Рождество. СПб., 1846. Ч. 2. С. 106. Худ. Оскар Плетч. Дараган А. М. Ёлка: Подарок на Рождество. СПб., 1874. С. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=