Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

201 ты взглянуть на картину, где представлены качели?» 31 . Азбука Дараган не содержала каких бы то ни было методических указаний по работе с иллюстра- циями (ни для учителя, ни для ученика), но элемент взаимодействия текста и визуального ряда в ней уже присутствовал. В последующих изданиях «Ёлки» тексты её обеих частей не претерпели никаких изменений. А вот визуальный ряд пособия обладал существенной динамикой: замена иллюстраций происходила постоянно. Некоторые рисун- ки сохранились на протяжении всех изданий, другие – появлялись, исчезали, менялись на аналогичные с тем же сюжетом. На многих картинках пособия видна подпись, позволяющая установить их авторство. Вероятно, отечествен- ным художникам (гравёрам) изображения заказывались целевым образом – они четко соответствуют содержанию текстов; зарубежные были подобраны из имеющихся образцов – они, как правило, менялись от издания к изданию. Среди авторов иллюстраций назовём несколько имён – наиболее часто встречающихся. Рудольф Казимирович Жуковский (1814–1886) – Rudolf Zukouvsky, его полный автограф на латинице встречается в «Ёлке» всего один раз, но во множестве – в виде монограммы (вензеля из начальных букв имени и фами- лии – RZ). Жуковский известен как художник-иллюстратор и «плодовитейший литограф», сотрудничавший с Н. А. Некрасовым, иллюстрировавший «Конь- ка-горбунка» П. П. Ершова, басни И. А. Крылова и другие издания. Рисунки Жуковского есть в обеих частях азбуки Дараган. Это многофигурные сюжет- ные иллюстрации, всегда чётко соотнесённые с содержанием сопутствующего текста, они в неизменном виде «кочуют» из издания в издание 32 . На многих иллюстра- циях в «Ёлке» рядом с мо- нограммой Жуковского сто- ят подписи «Дунин» или «Birouste». Д. Дунин – гра- вёр, о нём мы знаем толь- ко то, что в 1844 г. он был вольноприходящим учени- ком Академии художеств 33 . Jean Birouste (1813–18..?) – Бируст(а) – французский гравёр, который в 1842 г. в России выставлял поли- типажи на выставке Ака- демии художеств 34 . Александр Алексеевич Агин (1817–1875) – худож- ник, который считается основоположником российской жанровой книжной ил- люстрации. Приобрёл известность в 1845 г. своими рисунками на библейские сю- жеты. Главная и самая знаменитая его работа – 104 иллюстрации к «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя. Евстафий Ефимович Бернардский (1819–1889) – гравёр, постоянный сотрудник Агина. Как и в варианте соавторства Жуковского с Дуниным, мно- гие иллюстрации в азбуке Дараган подписаны следующим образом: «рис. Агин. Бернардский». Есть изображения, позволяющие установить авторство Худ. Р. Жуковский, гравёр Дунин. Дараган А. М. Ёлка: Подарок на Рождество. СПб., 1845. С. 88 Å. Þ. Ðîìàøèíà. «¨ëêà» À. Ì. Äàðàãàí: îïûò ìîíîãðàôè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ àçáóêè ñåðåäèíû XIX âåêà

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=