Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 200 Покажи большое Е . Маленькое е ? и т. д. После Е следует И, и . Как зовут 1-ю, 2-ю, 3-ю букву? И пишут ещё вот так: I , i , но выговаривают одним образом. Сколько букв ты сегодня выучила? Назови мне их сряду; повтори их вразбивку; довольно. Завтра постарайся учиться так же хорошо, как ты училась сегодня» 29 . Со второй недели занятий инструкции учащему исчезали (автор заме- чала: «полагаю, что способ преподавания достаточно понятен») 30 , зато воз- никали картинки: на левой странице разворота были даны слова, на пра- вой – иллюстрации к некоторым из них. С переходом к чтению предложений (14-й урок) картинки размещались не только на отдельных страницах, но и в непосредственной близости к текстам. Уже в первом издании азбуки Дараган иллюстративные материалы име- ли очень высокое качество полиграфического исполнения, что выгодно отли- чало это издание от многих других. Рисунки были чётко соотнесены с содержанием текстов. Для современно- го педагога такое положение дел кажется очевидным, но в книгоиздатель- ской практике середины XIX века можно найти множество иных примеров, по- скольку в это время иллюстрации ещё не обладали устойчивой дидактической функцией и часто использовались исключительно для декорирования книги. В азбуке «Ёлка» рисунки выполняют пояснительно-иллюстративную функ- цию: они дополняют и разъясняют значение отдельных слов, предложений и текстов. Именно в этом пособии встречается первый известный нам рос- сийский опыт установления автором взаимосвязей между образом и текстом. В книге есть (хотя их и немного) отсылки к визуальным материалам: «Что нарисовано здесь? Рыбак…», «Он принес вам новую книгу с хорошими карти- нами. Хотите ли взглянуть на одну из них? Что нарисовано тут?», «Хочешь ли Дараган А. М. Ёлка: Подарок на Рождество: Азбука с примерами постепенного чтения. СПб., 1845. С. 29, 65, 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=