Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

199 эта? – А . – Хорошо, это прописная А или строчная? – Прописная. – Так и есть. А где же маленькая? Покажи мне прописную букву С . Теперь строчную. Где же прописная буква В ? А строчная b ? Ты ошибся, это строчная d . Видишь, она повернута в другую сторону. Хорошо и достаточно на сегодня. Посмотрим, сможешь ли ты завтра выучить больше» 25 . А вот как начинается «руководство к преподаванию азбуки» у Дараган: «Мы сегодня, милое дитя, начнём учиться читать. Прежде нежели начнём наш урок, помолимся Богу и попросим его помощи. Перед каждым уроком не забывай креститься и говорить: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Господи помилуй и благослови”. Когда ты станешь постарше, и будешь уметь читать, я научу тебя другой молитве. Теперь начнём учиться азбуке. Раскрой книгу, возьми карандаш, показывай мне буквы и слушай со вни- манием, что я буду тебе говорить» 26 . Как видим, прямых параллелей нет, но и определённая общность не- сомненна. Сложно сказать, действительно ли Анна Михайловна знала труды своих предшественниц, которые обозначил Вольф, но в любом случае европейский опыт обучения чтению ей был явно знаком. В предисловии к своей азбуке Дараган писала: «Мне кажется, что в дет- ской книге прежде всего должна быть строгая последовательность, ясное из- ложение, краткость выражений и занимательность рассказов. Руководству- ясь любой из наших старых и новейших азбук, ребенок после однообразного утомительного и страшно-скучного изучения складов переходит к словам, которые он никогда не слыхивал и не понимает. Сначала он скучал учиться, потому что в складах нет смысла, а, перейдя к словам, скучает от того, что не понимает смыслу таких слов… Надо по возможности сделать первое учение приятным или, по крайней мере, не скучным, чтобы впоследствии ребенок не боялся слова: “учиться”…» 27 . Как же этого достичь? Автор предлагала следующие правила «системы занятий». Правило первое: «как можно скорее применять склады к словам», т.е. переходить от изучения букв и слогов к чтению. Для этого Анна Михайлов- на советовала выучить с ребенком гласные буквы, затем хотя бы одну согласную и сразу начинать читать несложные слова: ба-ба, бо-бы и т. д. Второе правило: «строгая постепенность» – не спешить и добиваться прочного усвоения азбуки. Третье: использовать при обучении «художественно отделанные картинки», «пос- кольку за книжкой с картинками дитя охотно проводит целые часы» 28 . Для нас интереснее всего именно это – третье – правило. Раздел азбуки, посвящённый первой неделе занятий (6 уроков), иллюст- раций не содержал, зато в нём были даны четкие и подробные «конспекты» – скорее, даже сценарии – каждого занятия. «Понедельник. Урок 1. Кто хочет читать, тот должен сперва выучить и запомнить буквы. Без букв читать нельзя. Вот взгляни на эту букву и повтори за мной: А . Как я назвала эту первую букву? Заметь, что каждую букву пишут побольше и поменьше. Которое А больше и которое меньше? Вторую букву зовут Е . Где а ? Где е ? Å. Þ. Ðîìàøèíà. «¨ëêà» À. Ì. Äàðàãàí: îïûò ìîíîãðàôè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ àçáóêè ñåðåäèíû XIX âåêà

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=