Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 198 целевым образом адресованы матери, занимающейся с дочерью. Главная «ге- роиня» азбуки – девочка Саша, которая прилежно учится читать; в текстах также фигурируют Лиза и «маленькая Евинька». Возраст детей – действую- щих лиц Азбуки – разный, описанные эпизоды их жизни соответствуют инди- видуальным особенностям характера: Саша – спокойная и рассудительная, Лиза – добрая и непоседливая, Ева – капризная малютка. В семье имелся и сын – Миша, в азбуке есть рассказы о нём, но, видимо, мать не занималась его учением, во всяком случае «Ёлка» – в отличие от «Уроков» Анны Барбо – предназначена сугубо девочкам. С одной стороны, налицо явный прогресс в вопросах гендерного равенства в образовании, с другой – в российской прак- тике мать учит дочь, но не сына. Сара Роббинс считает, что популярность пособий Анны Барбо по обеим сторонам Атлантики во многом была связана с тем, что в них был заявлен «спрос» на мать, которая несет «жизненно важ- ную ответственность» за обучение своих детей, тем самым выполняет новую важную социальную роль 22 . Второе имя, которое упомянул Вольф, – Tastu. Амабль Тастю (Sabine Casimire Amable, урождённая Voïart, 1795–1885) – французская поэтесса и писатель, известная также своим учебником Éducation maternelle: simples leçons d’une mère à ses enfants (1836–1842) 23 . «Простые уроки от матери к её детям» переиздавались несколько раз и были популярны, в том числе в России. Рекламная афиша издания 1843-го года прекрасно визуализи- ровала и резюмировала содержание пособия: мать сидит с книгой на коле- нях, в окружении мальчиков и девочек примерно от пяти до девяти лет; дети слушают её наставления, играют на пианино, рисуют. Гирлянда, окружаю- щая центральную композицию, демонстрирует, чему помимо освоения гра- моты детям предстоит учиться: Священной истории, арифметике, географии, естествознанию. Сравним строки первого «урока» всех трёх пособий. В Lessons for Children А. Барбо они таковы: «Иди сюда, Чарльз, иди к Маме. Поспеши. Садись к Маме на колени… Те- перь читай свою книгу. С какого места? Вот булавка. Не разорви книгу. Толь- ко непослушные мальчики рвут книги. У Чарльза будет новый урок. Читай по складам это слово. Хороший мальчик. Теперь иди и поиграй» 24 . Пособие Тастю открывается разделом под заголовком «Первая встреча»: «Есть ли здесь ребёнок, который бы хотел научиться читать? Как только он начнёт понимать мои уроки, я подарю ему прекрасную книгу с хорошими ис- ториями и красивыми картинками. Поскольку этот прилежный ребёнок – ты, мы с тобой собираемся выучить сначала 25 букв алфавита. Когда же мы будем знать их форму и названия, мы их соберём вместе, и ты немедля начнёшь бег- ло читать. Это станет для тебя новым существованием, так как это большое счастье – уметь читать! Так что слушай меня внимательно. Вот страница, на которой изображены все прописные и строчные буквы; вместе эти буквы на- зываются алфавит: он используется для написания всех слов, которые только существуют; других букв не бывает, только эти. Я тебе их покажу <…> Ты видишь, что они [буквы] бывают двух видов: те, что побольше, на- зываются прописные; те, что поменьше, называются строчные. Боясь, что ты запомнишь буквы алфавита только подряд, поменяем их местами. Очень хо- рошо! Посмотрим теперь, назовёшь ли ты некоторые из них. – Как называется

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=