Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

189 замыслы, подсказывает живописные решения, в конечном итоге – как живо- писец ХХI столетия отзывается на ценности культуры предыдущих эпох. Кроме работ, рождённых впечатлениями от культуры Испании, значимы- ми и значительными в творчестве А. И. Майорова являются картины, в той или иной степени связанные с библейской мифологией и Иерусалимом, также ставшим местом пересечения вертикали и горизонтали созданного им мира. Здесь обращают на себя внимание как отдельные сюжеты – «Дорога волх- вов» (1992, 2002), «Плотники» (1993), «Дом Иоанна Крестителя» (2006), «Весна в Капернауме» (2007), – так и сложно организованный политиптих «Камни Иерусалима» 23 , над которым живописец работал в 1996 и 2004 гг. Как всегда, у А. И. Майорова в пределах одной плоскости присутствуют разные образы – композицию каждой части политиптиха невозможно упорядочить, используя прямую перспективу, реалистические принципы изображения. Живописец по- буждает зрителя самостоятельно вглядываться, вчитываться в образы «Кам- ней Иерусалима», вводя его в необходимый контекст собственным коммента- рием. Иерусалимские сюжеты А. И. Майорова можно рассматривать и как его диалог с В. Д. Поленовым, создавшим сюиту евангельских произведений. Тульские реминисценции неочевидны в работах А. И. Майорова, но всё же внимательный зритель узнает очертания знакомых зданий в картине «Скри- пач и кот» (2014), возможно, угадает в «Зимней сказке» (1993) известный дом купца Волкова, стоящий на пересечении улиц Гоголевской и Пирогова 24 . Архи- тектурные формы, причудливо соединённые автором по сказочным канонам на живописной плоскости, создают образ зимнего города, очаровательного своей стариной. При этом нельзя не отметить, что жанр пейзажа в чистом виде, в том числе и урбанистического, достаточно редкий в творчестве нашего земляка. Два произведения явно соотносимы с историей тульской земли. Первое – «Предполагаемый портрет тульского аптекаря Крафта». В настоящее время На персональной выствке в Тарусе с Б. А. Мессерером. 2012 г. Ë. È. Ðåøåòîâà. «Âèáðàöèè äóøè» æèâîïèñöà â ïðîñòðàíñòâå êóëüòóðû

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=