Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 188 Сюжет картины «Ангел у архитектора» (2010) – своего рода пророчество об обстоятельствах ухода из жизни великого архитектора 19 . Печальные взгляды обоих персонажей – девушки-вестницы и творца – направлены на маленький трамвайный вагончик, который держит в руках девушка. Трамвай, пущен- ный в Барселоне в 1926 г., и становится причиной гибели Гауди. Как рас- сказывают современники, погружённый в свои мысли, архитектор просто не заметил непривычный транспорт. Несколько разноцветных плоскостей обра- зуют фон, словно напоминая зрителю о симфониях декоративных поверхно- стей шедевров мастера. Здесь нет академичной чёткости построения компози- ции, нет очевидного для массового зрителя указания – ни на произошедшую с этим пожилым человеком историю, ни на его принадлежность к сообществу архитекторов. Но в объёмном вертикальном, взвихренном по своей текстуре «стволе» можно угадать причудливое очертание колонны – одной из архитек- турных форм – и те динамику и беспокойство, что отличали почерк мастера. Знаменательно, что эта работа российского живописца входит в экспозицию Центра-музея Гауди в родном городе великого архитектора – Реусе. Трагическому событию смерти архитектора посвящена картина «Испа- ния 7 июня 1926 г.» (2010) 20 . Неосведомлённый зритель не сразу поймёт, что случилось в испанской истории в этот день. Для А.И.Майорова эта работа – высказывание изобразительными средствами своей печали поводу смерти Антонио Гауди. Голова плачущего быка, необычная репрезентация символа Испании – корриды, на фоне то ли кулис, то ли окровавленной земли выделя- ется светлым пятном, цветовой контраст – будто выражение мысли о поединке, а внизу полотна нарисован крест в обрамлении нитки жемчуга, который зри- тель может воспринять как розетку ордена. Думается, что во многом живописная манера А. И. Майорова подсказана беспокойными ритмами великого испанского архитектора. Они оказались удивительно органичны и уместны в произведениях художника, повлияли на создание рецепта собственной фактуры плоскости, которая словно рассчита- на не только на визуальное, но и тактильное восприятие. Это один из приё- мов, который свидетельствует о желании мастера не довольствоваться двух- мерной плоскостью и выйти в третье измерение. Искусствовед Е.Н.Короткая отмечает элементы инсталляционности на картинах А.И.Майорова, то есть соединение самых разных форм и объёмов, стремящихся выйти за пределы плос- кости 21 . Не случайно его увлечение такой техникой визуального искусства как ассамбляж. Кроме того, А. И. Майорову даже в тех работах, где нет очевидной трёхмерной композиции, удаётся её конструировать. Впечатление инсталля- ционности создаётся у зрителя вследствие свободного обращения живописца с предметами, которые он вводит в свои работы, нарушением их масштабных и цветовых соответствий, существующих в реальности. Работа «Признание инфанты» (2011), написанная по заказу посольства Испании в год Испании в России, на выставке «Дары и хранители» (2014) при- влекла особое внимание зрителя 22 . Живописец нашёл оригинально-современ- ный способ выразить свою любовь к гениальному испанцу, поместив в центр полотна словно цитату из «Менин» Веласкеса – фигуру инфанты Маргариты, держащую в руке большое красное сердце с признанием «I Velazquez». При- мечательно, что Веласкес – тоже из XVII в., как и голландские живописцы, в своей любви к которым художник уже признался. Этот сюжет один из тех, что дают представление, как классическое искусство инициирует творческие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=