Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 186 Одной из первых явных отсылок к культурной эпохе начала ХХ века была картина «Несуществующая открытка» (1999) и совсем неявна она – в «Цветах декаданса» (2006), где живописец создаёт ритмично-живописную композицию, ассоциирующуюся с образами Серебряного века 13 . С этого периода творчества мастера Серебряный век становится постоянной точкой притяжения интереса и пристрастия художника на вертикали истории. Поэтому совсем не случайно выставка «Пасьянс накануне семнадцатого», развернувшаяся в залах выста- вочного зала на Красноармейском проспекте в Туле в апреле 2016 г., в основ- ном была составлена из работ, в разной степени обусловленных событийной и интеллектуальной культурой Серебряного века и ставших результатом ос- мысления автором её реалий 14 . Эпоха «накануне семнадцатого» привлекает художника своей приверженностью к поэзии, сломом традиционного уклада жизни. Всё, что связано с Серебряным веком, явилось как бы результатом пересечения биографической линии с другой, прочерченной диалогом мас- тера с живописью и культурой в целом предшествующих времён, в данном случае – русской культурой рубежа ХIХ–ХХ вв. Следует заметить, что этот творческий сюжет А.И.Майорова требует подробного рассмотрения, но уже в отдельной статье. Представляется, что другой традицией, в диалоге с которой находится жи- вописец, является искусство далёкой во времени и пространстве Голландии ХVII в. При этом и великие, и малые голландцы равно значимы в общении нашего современника с ушедшей эпохой. Ещё в 1986 г. одну из своих работ, триптих, Александр Майоров назвал «Посвящение голландским живописцам» 15 . Навряд ли художник тогда осоз- навал, как будет идти линия его творчества, но сейчас композиция восприни- мается как начало одного из маршрутов творческого движения в пространстве художественно-исторических традиций. В названии присутствует очевидная отсылка к полотнам так называемых малых голландцев, утвердивших в ка- честве самостоятельных жанров натюрморт, пейзаж, создавших огромное ко- личество картин бытового жанра, которыми голландские бюргеры охотно украшали стены своих домов. В работе, посвящённой голландцам, выписан- ные корова, цветок, мельница теряются в просторах местности. Логически не свя- занные между собой, они оказываются изобразительными цитатами из самых разных жанровых полотен. И совершенно отдельным «клипом» на кронштей- не в высоком небе зритель видит портрет одного из тех, кто создавал «пёстрый сор» голландской повседневности. Его притягивает лукавый взгляд неименитого, писавшего самые обычные вещи голландского живописца, за- ставляющий задуматься о художниках ХVII в. Голландские живописцы – ещё и камерность сюжетов и размеров живописных работ, и точность в передаче деталей каждого предмета, и в этом опыт малых голландцев для А. И. Майо- рова тоже оказался не бесполезным. Композиция «Из неизвестного трактата» содержательно многослойная, как и положено трактату, во многом обуслов- лена знанием её автора культуры далёкой эпохи, когда художники были оза- бочены воспроизведением подробностей житейской суеты, а интеллектуалы – осмыслением философских проблем, находящим выражение в трактатах. Голландский семнадцатый век в 1989-м вновь отзывается работой «Улица Рембрандта» 16 . На полотне, вытянутом по вертикали, напоминающем бумаж- ного змея, нет домов, что предполагается названием. Вертикаль плоскости задаёт взгляду движение вверх, усугубляемое портретом на планшете, по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=