Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

183 композиции, импульсом к внимательному рассмотрению феномена времени и созданию его аллегорий и символов. Поэтому совсем не случайно одна из выставок названа «Мастер времени». Побуждают к размышлениям о минутах и веках не только часы со стрелками и без, настенные и карманные, механи- ческие и песочные, свитки и свечи, но и сами названия, подчёркивающие вре- менную перспективу, определённо отсылающие зрителя к разным периодам истории, человеческой жизни, времени года или суток: « Последний рыцарь», «В память о постаревшем валете», «Улица детства» (1988), «Весеннее посла- ние» (1998), «Ночные подсолнухи» (2010), «Юность пиковой дамы» (2016) 6 . Позже в работах нашли отражение как впечатления от встреч художника с замечательными людьми своего времени, так и приобщение к деяниям тех, с кем не довелось общаться лично. «Ближний круг» Александра Майорова – Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Елена Камбурова, Иосиф Бродский, многие другие литераторы, художники, искусствоведы, театральные деятели, известные люди самых разных профессий, войдя в житейскую биографию жи- вописца, оказали влияние на его творчество. Безусловно, современники Высоцкого не могут не оценить композици- онное решение его работы 2007 г., названной «Колокол с житием (В память о Владимире Высоцком)» 7 , не увидеть в клеммах магнитофонных катушек, которые были, как нынче говорят, носителями песен артиста, отсылки ко времени великой популярности Высоцкого. Сам автор в экспликации, сопро- вождающей сюжет, считает необходимым пояснить образно-композиционное решение своей картины: «Хотим мы того или не хотим, но в России забор был и остаётся не просто забором. Это знак, культовый символ, вечная языческая “икона”. Высоцкому этот забор проломить удалось. И абрис пролома в заборе соответствовал форме колокола. Вместо языка у этого колокола шпага: шпага Гам- лета, оставшаяся в безвременном синем пейзаже, открывшемся в про- ломе» 8 . К подобному вербальному сопровождению визуального обра- за Майоров прибегает не однаж- ды, помогая зрителю проникнуть в собственный замысел, понять на- значение живописного решения. Одновременно это служит харак- терным приёмом воздействия ав- тора на зрителя, принуждённого становиться читателем 9 . Иосиф Бродский – особая при- вязанность художника – присутст- вует не только в посвящениях мастера нобелевскому лауреату, но и в прямых поэтических цитатах, которые включаются в образное пространство живописного полотна, На сьемках фильма «День ангела». 1988 г. Ë. È. Ðåøåòîâà. «Âèáðàöèè äóøè» æèâîïèñöà â ïðîñòðàíñòâå êóëüòóðû

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=