Тульский краеведческий альманах №15 2018 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 182 и цельностью, несмотря на многотемье и разножанровость, своим особенным измерением как в вертикальной, так и горизонтальной перспективе. Нагляд- ным выражением первого становятся постоянно присутствующие мотивы и об- разы полёта, словно предназначенные явить зрителю устремлённость души автора ввысь: дирижабли, птицы, воздушный шар, парящие в небе персона- жи, как, например, в работе «Приют богемы» (1990); примечательны в этом от- ношении названия композиций: «В память о безымянном дирижабле» (2006), «Праздник воздухоплавания в парке Гуэль» (2010) 3 . Горизонтальное измерение художественного мира мастера заявлено знаками движения в пространстве: дорога, по которой движутся путники, средства перемещения: пароходы, лодки, карета, «фаэтончик», паровоз, а сре- ди излюбленных образов А. И. Майорова – колесо. Не случайно одна из ра- бот названа «Изобретатель колеса» (1992), другая – «Колесо и гранат» (2014) 4 . Нередко персонажи находятся в пути или перед дальней дорогой: «Дорога волхвов» (1992, 2002), «Плотники» (1993), где герои изображены отнюдь не за работой, а несут её плод – крест; «Пилигрим» (1992), которому по опреде- лению уготовано странничество; «Прохожий и птица» (2012) 5 . Здесь же сю- жеты работ, которые знаменуют устремлённость души к событиям и именам, укоренённым в современном культурном поле. В нём для живописца особен- но значимы литературный и музыкальный сегменты, которыми он намечает зрителю множество маршрутов во времени и пространстве, задавая движение не только взгляду, но и мысли. Первую очевидную точку, задающую горизонталь или исторический век- тор, устанавливают сюжеты, рождённые домашним укладом, впечатлениями детства: паровоз, на котором удалось прокатиться в детстве; карманные часы – семейная реликвия, ставшая натурой для образов, вводимых в живописные На персональной выставке в ТПИ. 1980 г.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=