Тульский краеведческий альманах №15 2018 г
181 Л. И. Решетова «Вибрации души» живописца в пространстве культуры Культурный ландшафт нашего края невозможно представить без твор- чества заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Александра Ильича Майорова. Его работы дополняют экспозицию изобразительных посланий своим современникам, начатую в ХIХ в. академиком живописи Василием Поленовым, продолженную в ХХ в. академи- ком Порфирием Крыловым. Каждый из них интересен самобытностью своего художнического видения, вопросами, адресованными зрителю разных куль- турных эпох, разного социального опыта, разной степени подготовленности. Искусство А. И. Майорова не в меньшей степени, чем искусство его предшест- венников заслуживает внимательного рассмотрения. Впервые туляки познакомились с живописью Александра Майорова в 1978 г., когда состоялась его выставка в стенах Тульского политехниче- ского института, где он тогда учился. Потом их было множество, российских и международных – в 2018 г., к 60-летию, художник насчитал сто тридцать групповых, тридцать одну персональную. Выставки, их каталоги и альбомы способствовали росту популярности художника, признанию его заслуг в про- фессиональном сообществе. Работы А. И. Майорова находятся в музеях, га- лереях, корпоративных и частных собраниях четырнадцати стран мира. Его картины есть и в Тульском областном художественном музее, и в Доме Дворян- ского собрания, где 16 февраля 2018 г. состоялись торжества, посвящённые его 60-летию и 40-летию творческой деятельности. Неповторимость художни- ческого видения А. И. Майорова отметил Президент РАХ З. К. Церетели во вступительном слове к замечательному альбому, выпущенному к этой дате: «...Художника волнуют вечные и глобальные вопросы – смысл жизни, созида- ние, красота, преображение мира средствами любви. Созданные за последнее время циклы живописных работ свидетельствуют о яркой индивидуальности творческой манеры художника и его верности искусству, как действенному средству духовной эволюции. От души желаю замечательному мастеру новых творческих успехов» 1 . Выставки мастера, судя по книгам отзывов, всегда сопровождает успех. Зритель откликается на образы и смыслы, которые являет живописец в своих работах, вступает с ними в диалог, задавая им и себе самые разные вопро- сы. Ответы на многие зачастую связаны с историей возникновения сюжета композиции, с отношением автора к живописным традициям и новаторским поискам современного изобразительного искусства, то есть восходят к обстоя- тельствам, которые сформировали художественный мир академика живописи, обозначили его творческое пространство. А оно включает не только живопись, инсталляции, но и графические иллюстрации к литературным произведени- ям, работу в кинематографе. Каждая выставка – фрагмент этого мира, свое- го рода высказывание на определённую тему, которая вынесена в название – «Во времена фламинго», «Дары и хранители», «Мастер времени» 2 . Однако, если рассматривать всё созданное живописцем, то станет яс- но, что можно говорить о художественном мире, обладающем целостностью Ë. È. Ðåøåòîâà. «Âèáðàöèè äóøè» æèâîïèñöà â ïðîñòðàíñòâå êóëüòóðû
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=