Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

125 В конце месяца бронепоезда, совершив 300-километровый марш Тетерев – Коростень – Житомир – Бердичев, поступили в распоряжение 18-го стрелко- вого корпуса, сосредоточились в районе Шепетовки и приняли участие в Ров- но-Луцкой наступательной операции (январь–февраль 1944 г.) С этой операцией связан один эпизод. В связи с наступившей распутицей артиллерия отставала от пехоты и не могла поддерживать части корпуса. Поэ- тому дляподдержкипехотына участке станцияПолонное –Шепетовка создали группу бронепоездов – 37-го и 49-го дивизионов – под командованием коман- дира 37-го дивизиона подполковника А. И. Зайченко. При этом бепо 37-го ди- визиона получили задачу отбить возможные контратаки противника в районе господствующей высоты 311,1. 6 февраля 1944 г. огнём бронепоездов была отбита немецкая атака – до батальона пехоты – юго-западнее Большой Медве- довки. Ещё одна атака была отбита 9 февраля, при этом бронепоезда унич- тожили 2 станковых пулемёта, 3 блиндажа, орудие, миномётную батарею и почти роту пехоты. Наиболее напряжённым стало 10 февраля 1944 г. В этот день бепо № 649 поддерживал наступление частей 18-го стрелкового корпуса, а бепо № 654 отбивал немецкие контратаки в районе высоты 311,1 (всего до 10 контратак). В результате при активной поддержке бронепоездов 10 февраля 1944 г. части 18-го стрелкового корпуса овладели городом и станцией Шепетовка и высотой 311,1. За это приказом Ставки ВГК № 033 от 17 февраля 1944 г. 37-му ди- визиону бронепоездов присвоили почётное наименование «Шепетовский» 22 , а командир 37-го ОДБП Зайченко Александр Иванович «за проявленное мужество и умелую организацию боевых действий бронепоездов» был пред- ставлен к ордену Отечественной войны I степени. В наградном листе читаем: «В итоге декабрьских боёв с наземным и воздушным противником личным составом 37-го ОДБП сбито 3 самолёта противника. Уничтожено – одна 75 мм пушка противника с прислугой, пулемётное гнездо, наблюдательный пункт и взорван склад с боеприпасами. Рассеяно и частью уничтожено скопле- ние до 25 танков и самоходных орудий, 80 автомашин и свыше 3-х батальо- нов пехоты» 23 . 20 апреля 1944 г. дивизион вывели в резерв 1-го Украинского фронта на участок Славута – Здолбуново. Находясь в резерве, личный состав дивизиона участвовал в боевых операциях против подразделений Украинской повстанчес- кой армии (УПА). Так, 12 мая команда бронепоездов «оказывала помощь парти- занам соединения Каменец-Подольской области полковника Адуха в бою с бан- деровцами (200 чел.), в бою было убито свыше 30 человек, 20 взято в плен». 8 декабря 1944 г. по распоряжению командования 37-й ОДБП убыл по маршруту Львов – Ходров – Стрый в распоряжение 4-го Украинского фронта, а 3 января 1945 г. получил приказание о переброске в Самбор. С 15 марта 1945 г. 37-й дивизион была выведен в резерв Ставки ВГК и передислоцировался в Москву с базированием на станции Павелецкая – Товарная. Летом 1945 г. перешёл на станцию Красный Бор Западной же- лезной дороги. Здесь на основании директивы № 246688 от 06.05.1946 г. Ге- нерального штаба Вооружённых сил СССР дивизион расформировали. Мат- часть передали 8-му Ясловскому 24 дивизиону бронепоездов 25 . Ã. Ð. Ñåðãååâà. Áðîíåïîåçä ¹ 16. Áîåâîé ïóòü: îáîðîíà Òóëû, äî è ïîñëå

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=