Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 118 27-го стрелкового полка, подавляя огневые точки финской армии в районах Ояля и Киесиля. Бронепоезда № 16 и 21 из состава 8-го дивизиона закончили боевые действия на станции Райоки. В мае 1940 г. дивизион был переведён в Северо-Кавказский военный ок- руг, в г. Туапсе, где и базировался до начала войны 5 . Оборона Тулы 22 июня 1941 г. 8-й дивизион был приведён к штату военного времени и вышел на охрану участка Туапсе – Адлер 6 . Уже в июле бронепоезд № 16 под командованием капитана Коржевского был выделен из состава дивизиона и передислоцирован на Юго-Западный фронт, где более полугода сражался как самостоятельная бронеединица. На основе документов – наградных листов личного состава, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны в г. Подольске, удалось опреде- лить участие бронепоезда №16 в тяжёлых боях начального периода Великой Отечественной войны: контрнаступлении советских войск в районе Жлобина 3–12 июля и ожесточённых боях вокруг Рославля в августе 1941 г. 4 октября эта «крепость на колёсах» воевала на станции Подписная (под г. Кировом), а 6 октяб- ря – на станции Музалёвка (Калужская обл.). Предположительно здесь бронепо- езд и получил повреждения, вынудившие его прибыть в Тулу для ремонта. Рабочие тульского паровозного депо в кратчайшие сроки (по одним сведе- ниям, в течение десяти дней, по другим – шести) не просто восстановили бое- способность бронепоезда, а модернизировали его: на бронеплощадке вместо четырёх орудий появилось восемь 7 . После ремонта бронепоезд встал на защиту Тулы, находясь на самых опасных участках обороны в период октября–декабря 1941 г.: он курсировал на железнодорожных путях от Ряжского вокзала до станции Криволучье; с по- мощью зенитной артиллерии обеспечивал слаженную работу железнодорож- ников при эвакуации военных заводов на восток, обороняя и станцию Тула от налётов немецкой авиации; отражал атаки вражеских бомбардировщи- ков на станциях Хомяково, Ревякино и Присады. Отметим несколько важных эпизодов, имевших особое значение для успе- ха Тульской оборонительной операции. 18 октября бронепоезд вёл бои в районе г. Алексина. В этот день его орудия уничтожили два миномёта, свыше деся- ти автоматчиков и почти взвод пехоты противника 8 . 28 октября там же, под Алексином, помощник командира бепо № 16 В. А. Зыбков вывел броне- поезд из-под обстрела противника, уничтожив при этом два миномёта и два взвода пехоты противника 9 . Не менее жарким выдался и но- ябрь 1941 г. 7–8 ноября бепо № 16 поддерживал огнём наступление час- тей 260-й стрелковой дивизии у дерев- ни Гостеевки. Предварительно была проведена рекогносцировка совместно с пехотной разведкой, выявлено место- Фото из альбома В. Н. Суходольского. Подпись в альбоме: «Бронепоезд № 16 ведёт бой. Западный фронт, район Тулы, ноябрь 1941 г.»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=