Тульский краеведческий альманах №15 2018 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 15 • 2018 116 Г. Р. Сергеева Бронепоезд № 16. Боевой путь: оборона Тулы, до и после Бронированные железнодорожные составы в странах с развитой железно- дорожной сетью в вооружённых конфликтах стали активно применяться в конце XIX – начале XX в., а в Гражданскую войну были у практически всех воюющих сторон. В Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) бронепоезда входили в состав броневых сил. Учитывая, что собственных танков у РККА не было, бронепоезда были основной боевой единицей. Но к началу Вели- кой Отечественной войны потребность в железнодорожных бронемашинах была уже не столь высока – в СССР было налажено серийное танковое про- изводство. Количество бронепоездов было существенно сокращено: к 1941 г. на вооружении Красной армии состояло 34 лёгких и 13 тяжёлых бронепоездов. Один из них – бронепоезд №16 принимал активное участие в обороне Тулы в октябре–декабре 1941 г. В память об этом 6 мая 2016 г. на станции Криво- лучье была открыта мемориальная доска. Но в опубликованных источниках, как оказалось, почти не имеется доку- ментальных свидетельств о героических действиях 16-го бепо (так сокращённо называли бронепоезда) на тульской земле. Единственный документ, касаю- щийся 16-го бепо, который был включён в сборник «Битва за Тулу» – «воспоми- нания помощника бронепоезда № 16 С.А. Зобкова», сохранившиеся в фонде областного архива. Другая публикация – очерк С. Д. Ошевского 1 . Оба материала послужили основой для нескольких ста- тей в газетах, публиковавшихся позднее. Нам показалось, что этого явно недоста- точно, кроме того, и очерк, и воспомина- ния написаны как литературные про- изведения, со всей полнотой эмоций, но с явной скупостью фактов, прису- щими жанру. Поэтому мы попытались проследить боевой путь бронепоезда № 16 с помощью доступных теперь на сайтах «ОБД “Мемориал”» (https://obd-memorial.ru) , «Подвиг народа» (http:// podvignaroda.ru) , «Бессмертный полк» (http://www.moypolk.ru) архивных до- кументов и сведений, предоставленныхродственниками фронтовиков. В про- цессе собственных разысканий, во-первых, уточнили авторство сохранившего- ся в архиве документа и его последующей публикации: указанный в сборнике «помощник командира С. А. Зобков» на самом деле – Зыбков, а во-вторых, в документах обнаружились имена других бойцов, сражавшихся на борту бро- немашины, а также достаточно подробные сведения о том, как складывался боевой путь бепо № 16 до и после обороны Тулы. Мемориальная доска на станции Криволучье (г. Тула, ул. Приупская, 22б)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=