Тульский краеведческий альманах №14 2017 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 88 события первой российской революции 1905–1907 годов, Первой мировой вой- ны, Гражданской войны, антисоветского подполья 60-х годов XX века. Эти аспекты важны с точки зрения не только «как», но и «что» авторы внесли в контекст мемуаров. Некоторые из них являются либо «белыми пятнами» оте- чественной истории, либо искаженными идеологией картинками. Мемуары Троицкого о событиях первой российской революции можно считать энцикло- педией арестантской, тюремной, этапной, ссыльной жизни в России начала XX века. События Первой мировой и Гражданской войн пересеклись на стра- ницах «красного» Троицкого и «белого» Дьякова. Их воспоминания – широ- кая палитра восприятия военной повседневности: передвижения на поездах, окружения карательными отрядами, выходы из них, переправы через реки, авиаобстрелы, еда, сон, одежда, мироощущения людей, попавших в экстре- мальные условия. Но оба автора, не будучи военными стратегами, одинако- во ее оценивали как неразбериху, отсутствие нужной информации, целенап- равленности в действиях: никто не знал и, наверное, не очень задумывался над тем, что будет на следующий день. Опубликованные в бесцензурный пе- риод воспоминания О. М. Сенина содержат основные характеристики возник- новения и работы подпольной неомарксистской студенческой организации в СССР 60-х годов. В мемуарах обозначена не только идеологическая основа движения, пе- речислены организации в конкретных городах с характеристиками иници- аторов и некоторых активистов 29 , но и тема душевного состояния молодого, образованного, семейного человека в условиях несвободы. Оказавшись в ситу- ации лагерной жизни, каждый человек индивидуально переживает такое со- стояние. Это отражено в мемуарах Картавцова, Троицкого, в какой-то степени Дельвига, который находился в тульском концлагере во время Гражданской войны. О. М. Сенин показал свой вариант «напряжения души» для победы внутренней свободы над внешней несвободой. И тогда Небо склонилось к его горю, и Бог вернулся к нему из детства 30 . В целом свободная тульская мемуаристика XX–XXI веков не только углу- била информационный потенциал тульской истории, но и ввела его в новые границы независимых оценок и суждений. Поэтому ее авторы и их тексты соответствуют, на наш взгляд, формату понятия «тульский феномен». Данная статья входит в контекст немногочисленных исследований туль- ских авторов 31 , которые пытаются сгладить противоречие между уникаль- ным информационным ресурсом тульских мемуаров и недостаточной степе- нью их изученности. Надо учесть, что исследование мемуаров в отечественном источниковедении находится на начальной стадии. Но есть отдельные ус- тойчивые результаты, в контексте которых можно прокомментировать туль- скую свободную мемуаристику XX–XXI веков. Воспоминания А.А.Дельвига и В.М. Троицкого следует классифицировать как мемуары-автобиографии, поскольку имеют фиксированного адресата. Воспоминания И.М.Картавцова, М.Дьякова, О.М.Сенина с их неопределенными адресатами следует отнести к мемуарам– современным историям. Классификационные характеристики важны для понимания особенностей информационного ресурса воспомина- ний и направления их анализа. Свободная тульская мемуаристика, как и другие виды исторических ис- точников, является единственной доступной читателям и исследователям ре- альностью, которую оставили после себя события прошлого.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=