Тульский краеведческий альманах №14 2017 г
87 Ã. Ï. Ïðèñåíêî. Òóëüñêàÿ ñâîáîäíàÿ ìåìóàðèñòèêà XX–XXI âåêîâ этих писем была любимая женщина, мать их маленькой дочери, студентка МГУ, преподаватель Карагандинского университета, московская аспирантка, а по другую – находившийся в неволе муж. Ранней склонностью к ради- кальным политическим убеждениям О.М.Сенин был похож на Троицкого. Но Сенина отличало горькое сопереживание сломанным судьбам близких людей из-за его ареста. Авторы откровенных мемуаров с целью свободного самовыражения погру- жались в тематику чтения и образования. Страницы воспоминаний об этом осо- бенно многочисленны и очень интересны у А. А. Дельвига и В. И. Троицкого. Троицкий раскрывал тему с внешней, фактической стороны. В его воспомина- ниях доминировал показ процесса обучения в духовных и светских училищах Тульской губернии. Чего стоит информация о письме двоечников отцу Иоанну Кронштадтскому с мольбой о помощи на экзаменах и попытке бежать в Америку от строгих преподавателей! Дельвиг раскрывал тему с внутренней стороны. В его воспоминаниях преобладал показ восприятия процесса обучения туль- скими гимназистами и студентами Московского университета и отчасти его итогов. Дельвиг и Картавцов вышли из стен университета с навыками обоб- щающих суждений, примеры которых о русской семье и русском национальном характере можно встретить на страницах воспоминаний 26 . Дельвиг и книга – понятия неразделимые. Читатель может воспринимать это как важную харак- теристику уровня книжной культуры поздней Российской империи и раннего со- ветского общества. Русская литература подсказывала, как поступить лично ему, АнатолиюАлександровичу, в конкретных случаях, а иностранная – как «уходить от гнетущей окружающей действительности» (в последнее советское десятиле- тие его жизни. – Г.П .). Дельвиг таким способом формировал фактический мате- риал воспоминаний, чтобы убедить читателей, что человек в реальной жизни может применить то, что им было усвоено из книг: доброжелательство к людям, стремление к ясности отношений, принятие каждого человека как хорошего, уважительное отношение к нему; следует работать на совесть, избегать ссор. Служебная деятельность авторов тульских свободных мемуаров показана в деталях только в воспоминаниях Дельвига. Он посчитал необходимым объяс- нить, что означала хорошая профессия для русского образованного семейного человека, решившего остаться на Родине, сотрудничать с новой властью, но не отождествлять себя с ней полностью. Дельвиг был противником любой револю- ции из-за жертв, ею приносимых. В России осенью 1917 года большевики при- шли к власти, потому что программа этой власти «соответствовала интересам большинства народа, а приемы управления стояли на уровне культуры этого большинства», считал он 27 . Если революция состоялась, то долг каждого чест- ного человека приложить усилия к тому, чтобы ее цель – благо большинства – была осуществлена возможно более полно 28 . Дельвиг не рассматривал свою по- зицию как предательство интересов дворянского сословия бывшей Российской империи. Такой же позиции придерживались И. М. Картавцов, изучая, пока это было возможно, русскую усадебную культуру, и М. Н. Троицкий, обучая де- тей в сельской школе. М. Дьякову, правда, пришлось эмигрировать. Через вос- приятие А. А. Дельвига читатель имеет уникальную возможность услышать «тон служебной жизни» провинциальных имперских и советских государствен- ных учреждений, почувствовать атмосферу их повседневности. Особое значение имеет часть информационного ресурса тульских свобод- ных мемуаров XX века, ранее находившаяся под идеологическим контролем:
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=