Тульский краеведческий альманах №14 2017 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 86 ным его содержательное комментирование в данной статье. Читателю гораздо интереснее лично с ним соприкоснуться и важнее самому его оценить. Однако элементы анализа воспоминаний, необходимость которых показана выше, дают возможность обобщенного, но достоверного толкования не только того, «что» в них заключено, но и того, «как» авторы сформировали его в отсутс- твии идеологического воздействия. Потому что главная ценность бесцензурно опубликованных мемуаров состоит в сохранении субъективного взгляда авто- ров на действительность. На этом мы кратко остановимся. Тексты всех тульских мемуаров отражают круг близких авторам людей, семью, их детство. Но делают они это по-разному. А. А. Дельвиг и И. М. Кар- тавцов описание внешнего уклада жизни намеренно подчинили внутрен- нему – показу семейной атмосферы как более важной. Дельвиг считал, что можно забыть последовательность внешних событий, но никак не внутрен- них, сердечных переживаний в кругу близких. Это напрямую относится к проблеме «памяти» при написании воспоминаний и делает их более досто- верными. Картавцов усилил показ внутреннего уклада жизни дворянской се- мьи в его детские годы философскими ассоциациями. Сад в имении Выковка Одоевского уезда Тульской губернии был его детским представлением о Вселенной. Его описание в мемуарах уникально, потому что удивительно сочетало детские впечатления и восторги, воспоминания северного ссыльного и профессиональное восприятие уже не существовавшего сада специалистом по истории русской усадьбы. Илья Михайлович был членом Общества изу- чения русской усадьбы (1922–1930), которое впервые в России разработало «усадьбоведение» как систему научных знаний 23 . В итоге сад генеалогически окрасился и предстал перед читателем как живая летопись нескольких поко- лений одной семьи. В нем все было посажено и сделано, «как хотелось самим хозяевам», «почти каждый уголок был связан с какими-нибудь семейным вос- поминаниям: слезами, объяснениями, сетованиями, упреками, тайнами»… «И я думаю, в таком саду станут понятнее и проза Тургенева, и стихи Фета, и музыка Чайковского» 24 , – обобщил автор гармонию этого места. В феврале 1918 года имение Картавцовых в Выковке вместе с садом было уничтожено. Но «в моей памяти ты всегда цветешь и благоухаешь, как во времена моего детства», – пронзительно трогательно признавался Илья Михайлович. Та же тема в воспоминаниях В.М. Троицкого введена в формат внешней фактической жизни семьи. Фоном к ней служат точные описания родных ему мест – окрестностей села Михайловского Богородицкого уезда Тульской гу- бернии. Они наполнены яркими картинами крестьянского быта 80-х годов XIX – начала XX века. Цель – показать разрушение русского крестьянского уклада аграрной политикой советской власти. Троицкому стыдно, он скорбит, он кается, что принимал участие в этом разрушении: «Какое же это было без- умие! И у какого-то (тоже, наверное, бессовестного) поворачивается язык вос- певать героизм этих лет» 25 . Занятый описанием Гражданской войны, М.Дьяков мало внимания уде- лял детскому периоду своей жизни и информации о близких ему людях. Он мог думать, что родственникам эмигранта это могло быть и небезопас- но. Зато информационный ресурс мемуаров О.М.Сенина, особенно первого издания 2013 года, целиком связан с его семейной историей. Она представ- лена через фактические документы – переписку с женой Ритой в годы его заключения с конца 60-х – середины 70-х годов XX века. По одну сторону

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=