Тульский краеведческий альманах №14 2017 г

85 Ã. Ï. Ïðèñåíêî. Òóëüñêàÿ ñâîáîäíàÿ ìåìóàðèñòèêà XX–XXI âåêîâ я очень мало знаю. Не любили они, очевидно, делиться с нами своими воспоми- наниями или не находили в нас любопытных слушателей» 15 . Составляя мему- ары, Троицкий хотел, чтобы родные относились к ним как к семейной релик- вии и по возможности продолжили бы их. Кроме того, Владимир Михайлович своими воспоминаниями хотел принести личное покаяние. Он дал беспощад- ную оценку собственной жизни бывшего революционера. «Разбираясь в хао- се нахлынувших воспоминаний, я тщетно ищу в них, как иглу в стоге сена, моменты яркого, добропорядочного, что радостным светом озарили бы прой- денный мною путь, что в какой-нибудь мере дало мне душевный покой и отра- ду», – писал он. И продолжал: «Но к моему горю… отрадная, покойная старость даются в награду человеку за разумно проведенную молодость, за полезно ис- пользованные дарования, за порядочную и честную жизнь. Я такой награды не заслужил: я жну, что посеял, и собираю плевелы по заслугам» 16 . Третью со- ставляющую авторского замысла Троицкий также сформулировал: «Как я хо- тел бы, чтобы моя нескладная и печальная жизнь послужила назидательным уроком для молодежи» 17 . Тем самым замысел Владимира Михайловича выво- дит текст из семейного круга на аудиторию более широкую. Михаил Дьяков адресовал мемуары историкам Гражданской войны. Он замечал, что о Тульском отряде – бывшей бригаде Красной армии, перешед- шей на сторону Белой армии, – никто никогда не писал, что в архивах СССР о нем вряд ли можно найти информацию. Мотивация работы И. М.Картав- цова над воспоминаниями носила в большей степени философский характер: существенно и важно «неумирающим словом закрепить в памяти человечес- тва свои наблюдения над жизнью и людьми своего времени и передать их через века грядущим поколениям» 18 . Задача в работе над первым изданием мемуаров обозначена Олегом Михайловичем Сениным как «сохранение це- лостной картины моих переживаний и раздумий» 19 (в годы заключения. – Г. П .). Посвящение издания своим внучкам свидетельствует о направленности вос- поминаний на семью автора. Задача в работе над вторым изданием мемуаров Олега Михайловича приобретает философскую окраску – показать «присутствие Бога в мире через жизненный опыт автора» 20 . Сенин считает это актуальным в настоящее время. Он пишет: «В постатеистическом обществе, прагматически за- земленном и духовно выхолощенном, Церковь призвана заново открыть притяга- тельную красоту образа Божия» 21 . Кроме того, автор сознательно включает во вто- рое издание воспоминаний поэтические произведения. Он считает, что «сейчас интерес к поэзии угасает. Сузилось пространство эмоционально-смыслового и художественного восприятия. Этому может противостоять православное со- знание, проникнутое духом здорового консерватизма» 22 . Отмеченные сходства и различия условий и мотиваций создания мемуа- ров практически во всем определяют их информационный ресурс. Но, оцени- вая его, не следует забывать и о степени погружения авторов в потоки изобра- жаемого ими фактического материала. В свободных мемуарах степень была одинаково глубокой, но потоки были разной величины. С этой точки зрения уникальны воспоминания Анатолия Александровича Дельвига, показавше- го свой жизненный путь на всем его протяжении. Владимир Михайлович Троицкий, Илья Михайлович Картавцов, Михаил Дьяков, Олег Михайлович Сенин были сосредоточены на отдельных его периодах, особо их волновав- ших. В целом информационный ресурс свободных тульских мемуаров XX– XXI веков разнообразен, богат, уникален, что делает практически невозмож-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=