Тульский краеведческий альманах №14 2017 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 84 Рукопись мемуаров Картавцова в настоящее время хранится в числе других его документов у историка А. В. Маштафарова. Совместно с биогра- фом Ильи Михайловича членом Cоюза писателей Москвы, национально- го союза библиофилов Г. Д. Злочевским в 2013 году в Москве впервые было организовано издание части воспоминаний, написанных во время ссылки в Архангельскую область. Рукопись Михаила Дьякова дошла до книжных полок читателей и пись- менных столов исследователей через его родственников из Дюссельдорфа Э. и И. Шиффов и публикации в «Тульском краеведческом альманахе» в 2014 и 2015 годах. История мемуаров Олега Михайловича Сенина в рукописном и опублико- ванном вариантах целиком находилась в руках их создателя. Основой руко- писи стали сохранившиеся письма ссыльного Сенина к его жене – студентке, а затем выпускнице исторического факультета Московского государственного университета за 1969–1974 годы. Олег Михайлович пояснял: «Готовя их к из- данию, я что-то слегка подправлял, значительную часть сократил из-за по- второв, но при этом старался сохранить цельную картину моих переживаний и раздумий тех лет. Из-за лагерной цензуры в письмах не было сведений о ла- герной обстановке и людях, меня окружавших». Поэтому Сенин перед публи- кацией дополнил текст небольшими главками о повседневной стороне жизни в лагере и стихами, в том числе и собственными. В 2013 году мемуары были изданы в Туле под названием «“Горюша моя ясная…”. Любовь и вера из-за ре- шетки». В 2014 году в Туле вышла вторая книга воспоминаний О. М. Сенина «Благодати светлое крыло. Отклик сердца на слово Божие и жизнь Церкви». Содержательная часть текста определена самим ОлегомМихайловичем: темы библейской истории, жизни Церкви, большой объем ранее изданных писем к жене, а также письма матери в лагерь за 1973 год. Автор обращал внимание читателей и исследователей на «событийный и эмоциональный контекст» его «обращения к вере и обретенному в зоне чувству патриотизма» 13 . Межличностный контакт авторов воспоминаний со своими читателями во многом зависит от понимания последними авторского замысла текста. Авторский замысел воспоминаний – это ключ к их концепциям и возможнос- ти восприятия текста в диалоговом варианте. Понимание концепции мему- аров обнаруживает те их аспекты, которым свойственны наибольшая откро- венность и достоверность. Авторы свободных тульских мемуаров не скрывали мотивацию своих воспоминаний. Замысел мемуаров Анатолия Александровича Дельвига связан с семей- ными ценностями. По просьбе одной из дочерей он писал их конкретно для своих четырех детей. Он хотел, чтобы воспоминания стали основой для пони- мания детьми «причины и процесса формирования их отца таким, каким они его знают». Поэтому мемуары Анатолия Александровича богаты рассуждени- ями о жизни в контексте определенного времени, чтобы его записки могли принести конкретную пользу детям 14 . У Владимира Михайловича Троицкого авторский замысел воспоминаний более сложен. Как и у Дельвига, работа над мемуарами связана у него с се- мейными ценностями. К середине XX века Троицкий пришел к выводу, что знание жизни предков – необходимая составляющая человеческого бытия. Он писал: «Как и все простые люди, мы не проявляли интереса к биографиям своих дедов. К стыду своему я должен признать, что даже о своих родителях
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=