Тульский краеведческий альманах №14 2017 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 82 свободных тульских мемуаров имеет статус опубликованных источников. Все тульские мемуаристы XX–XXI веков, хотя и в разной степени, сочли нуж- ным объяснить читателям не только свое понимание процесса составления текстов воспоминаний, но и предупредить о степени их достоверности. Это уникально! Анатолий Александрович Дельвиг признавался, что сначала на- ходился под властью «яркого хаоса» воспоминаний, потом ему удалось сжать и структурировать этот «сумбур» в описание отдельных периодов жизни 4 . Владимир Михайлович Троицкий тоже был откровенен: «Я пишу экспромтом. Воспоминания беспорядочно теснятся в моей голове и с трудом поддаются стройному изложению. …Надо владеть мастерством литературной компози- ции, чтобы изобразительными средствами языка точно выразить впечатления бытия». Рассуждая о содержании своих мемуаров, Троицкий считал нужным предупредить читателя и исследователя, что описание семейных событий – это «отражение в какой-то мере быта современного общества», что «фоном нашей личной и семейной жизни являются общественно-политические собы- тия эпохи». Причем «фон» намеренно изображался автором не с официаль- ной, а с «обывательской» точки зрения. Он был уверен, что не искушенные «тонкостями политики записки гораздо интереснее официальных данных». Поэтому в оценке результата своей работы Владимир Михайлович явно лу- кавил, когда писал: «Я тороплюсь как-нибудь закончить свои летописи, по- тому и пишу их экспромтом, сплеча, скомканно и небрежно» 5 . Все было как раз наоборот! За письменным столом Анатолия Александровича Дельвига появились оценки себя как автора в контексте собственного текста: «Когда вспоминаешь детство, то приходит на память одно… хорошее, а дурное… без тех злых чувств, которые оно когда-то возбуждало. По мере же того, как воспо- минания продвигаются во времени, все больше и ярче вспоминается дурное, и все легче и сильнее восстанавливаются те тяжелые чувства и мысли, ко- торые оно возбуждало в свое время. Следовательно, на детство не распро- страняется злопамятность – опять же чудесная черта воспоминаний о детст- ве» 6 . Илья Михайлович Картавцов, находясь в ссылке, дополнял Дельвига и Троицкого мыслью о важности ассоциаций для создания мемуаров. «У каждого человека сохраняются в памяти отдельные мотивы, отдельные запахи, которые, едва их услышишь или начнешь обонять, сразу переносят нас в ту обстановку, с которой связано представление о них», – писал он. И продолжал: «И как все это было давно и недавно, как все это близко и понятно, и как все это уже далеко и неповторимо», но «одно имя будит в душе так много полузабытого, но всегда дорогого и родного, что сразу переносит к тем временам, когда мы были чище и лучше» 7 . Письменный стол Михаила Дьякова с рукописью воспоминаний нахо- дился во Франции. Он работал над мемуарами долго: сначала «по свежей памя- ти» записал все подробности об историческом факте Гражданской войны – походе Тульского отряда в составе Белой армии. Но в 1940 году в хаосе Второй мировой войны записи были утеряны. Поэтому в 90-е годы он начал работу заново: «потре- бовалось несколько лет для того, чтобы написать, проверить, переписать» 8 . Тульские мемуаристы XX–XXI веков осознавали важность достоверности своих текстов. Идеологическая независимость в их подготовке позволяла им открыто высказываться по этому поводу. Анатолий Александрович Дельвиг писал: «Если хочешь в своих записках правильно отразить прожитую жизнь, то нужно охватить и отдельные мелкие и незначительные изменения жиз- ненной обстановки, иначе описание не будет “соответствовать действитель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=