Тульский краеведческий альманах №14 2017 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 80 Г. П. Присенко Тульская свободная мемуаристика XX–XXI веков (исследование возможностей ее достоверного толкования) Тульская мемуарная композиция XX–XXI веков уникальна. Она сложи- лась из воспоминаний XX столетия, бесцензурно опубликованных московски- ми и тульскими издательствами в 2005–2016 годах, с сохранением в непри- косновенности душевного настроя и откровенных оценок авторов 1 . Камертон свободных тульских мемуаров – это событийная сторона драматичного русско- го XX века, дополненная нюансами индивидуального мировосприятия каж- дого автора. В состав композиции вошли мемуары Анатолия Александровича Дельвига (1875–1936), Михаила Дьякова (1902 – приблизительно 1996), Ильи Михайловича Картавцова (1895–1971), Олега Михайловича Сенина (р. 1947), Владимира Михайловича Троицкого (1887 – позднее 1956) 2 . В статье пред- ставлены итоги сводного анализа свободных мемуаров тульских авторов как весьма немногочисленной пока группы источников личного происхождения, увидевших свет. Для достоверных оценок их информационного ресурса при- менен источниковедческий метод А. С. Лаппо-Данилевского (1863–1919) 3 . Немаловажно обратить внимание на условия создания мемуаров, чтобы понять, от чего зависит направление мыслей их авторов, настройка факти- ческой составляющей воспоминаний, а также их авторских оценок. Позднее это поможет правильно анализировать информационный потенциал текстов. Тульские мемуаристы, воспоминания которых опубликованы в XXI веке, со- здавали их на протяжении почти ста лет в разных исторических условиях. Анатолий Александрович Дельвиг и Илья Михайлович Картавцов работали над текстами практически одновременно – в конце 20-х – начале 30-х годов XX века: первый – за письменным столом московской квартиры, второй – как «враг народа» в бараке архангельской ссылки. Но, похоже, положение первого было немногим лучше второго. Вся страна была дестабилизирована и лишена уверенности в завтрашнем дне. Над всеми довлели чрезвычайные методы строительства неведомого социализма и воспитания незнакомого но- вого человека. Владимир Михайлович Троицкий писал мемуары через двад- цать лет в условиях «оттепели» середины 50-х годов XX века в Москве. Тогда часть чрезвычайных методов – тоталитарная форма власти и массовые реп- рессии 30-х годов – была объявлена отклонением от классического отечест- венного большевизма и подвергнута публичному осуждению. Это не только совпало с личными оценками Троицкого, но и позволило ему пойти дальше – охарактеризовать как преступные практически все результаты социалисти- ческих преобразований в СССР первой трети XX века, а любую революцион- ную идеологию признать разрушительной. Мемуары Михаила Дьякова были написаны во Франции еще через сорок лет – к середине 90-х годов XX века. Они были переданы в 2013 году его родственниками, живущими в Германии, для публикации в журнале «Тульский краеведческий альманах». Внешними условиями, повлиявшими на их создание и последующее издание в России,
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=