Тульский краеведческий альманах №14 2017 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 234 ответственность по обеспечению в черте города всех требований военной власти в отношении расквартирования частей любого рода оружия или предоставления жилплощади на любые воинские нужды. Новожилов выдержал короткую паузу, полуобернулся назад и указал на знамя, неподвижным красным слитком ниспускавшее тяжелые свои склад- ки с древка под вызолоченной звездой. – Наши руки крепки, как тульская сталь. Знамени этого у нас из рук не выбьет никакой противник, будь он трикрат наглее немецких фашистов. Нынче утром на этом священном полотнище огнем советского сердца за- жглись слова: смерть фашизму! Зал вспрянул, словно в общей присяге. Кирилл поднялся вместе со всеми и вместе со всеми бил в ладони, высоко вытянув руки» [276]. Даже мастерство опытного прозаика не сумело наделить подобные сце- ны жизненной силой. В 1950–1960-е гг. это не могло не тревожить Федина, уже пережившего однажды травлю критики за идеологическое несовершенст- во первой части мемуарной книги «Горький среди нас». Может быть, именно этот невольно, но естественно возникавший художественный перекос в сторо- ну вечного и вневременного от злободневного и социалистического тормозил работу над романом. Первая публикация отрывка из «Костра» была осуществлена в 1956 г. в альманахе «Литературная Москва». Это как раз и был фрагмент, связанный с тульской землей. Он назывался «В Ясной Поляне». В итоге он вошел в по- следние главы второй части романа. Работа у Федина шла явно нелегко: лишь через пять лет была законче- на первая часть романа – «Вторжение», увидевшая свет в журнале «Новый мир» в 1961 г. Вторая часть «Час настал» в незавершенном виде опубликована только в 1965 г. Продолжения не было. Современные литературоведы считают, что Федину не удалось соединить воедино все намеченные сюжетные линии романа: слишком разнородными они оказались, а написано уже было много. Огромные и психологически про- работанные части просто не монтировались вместе, отказываться же от чего-то уже написанного Федин, видимо, не хотел. Художественная неравноценность созданных страниц, о которой говорилось выше, также заставляла автора сом- неваться в возможности завершения романа. Он не сумел справиться со своим замыслом, с его масштабом, поэтому остановился на полпути, и более десяти лет только обдумывал возможное продолжение судеб героев (сохранились его многочисленные заметки по этому поводу). Не исключено, что «ложные ноты» также сдерживали автора: 1937 год был изображен им слишком мягко, линия Рагозин–Извеков получилась крайне не- натуральной, а ссылка Извекова в Тулу, находящуюся в двухстах километрах от Москвы, выглядела явно прекраснодушной (понятно, что Федин не мог обой- ти темы репрессий, но и сказать правду он тоже не мог, поэтому в романе воз- никли «стушеванные» страницы, за которые автору не могло не быть стыдно). Таким образом, роман и не мог быть закончен. Отдельные критики даже опубликованные части называют «вымученными». Но есть и иная точка зрения, состоящая в том, что Федин напряженно и принципиально не торопясь работал над новаторской романной формой. Ему просто не хватило времени. То, что противники Федина считают недо- статками «Костра», его сторонники возводят в ранг творческих достижений
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=