Тульский краеведческий альманах №14 2017 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 230 картинки на стенах, и сами стены, и что вокруг. Все время как-то живешь с главным. <…> …и уж если начнет про карандашик какой,– пошел! Кем карандашик подарен, в каком году и как потом пропал, а его нашли, и кто нашел, ка- кой замечательный человек, и о похвальной деятельности его, о его семье, и опять – в каком году, какого месяца, числа. Заговорит, заговорит... пока из толстовского дома не исчезнет без следа сам Толстой. – Экскурсоводы должны работать, как Толстой. Его произведения – это множество подробностей. Но он никогда не забывал о главном – зачем он пишет» [530]. Второй ракурс взгляда на Толстого и Ясную Поляну Федин воплощает в сознании драматурга А. В. Пастухова. В своей статье «Распахнутые окна», опубликованной «Литературной газетой» 20 июля 1965 г., Федин отмечал: «По моему представлению, исторически существенные мотивы вынесли опять на важнейшее место тему Льва Толстого… Но образ Льва Толстого в “Костре” – это не только голос писательской совести, с которой не в ладу Александр Владимирович Пастухов, не только представление о настоящем, народном предназначении художника… На Западе не понимали: чем дер- жатся русские? Объяснение “чуда”, между прочим, искали в “Войне и мире”. И этот роман вдохновлял советских людей на отпор врагу. Так толстовская тема возникла в самой жизни…» 11 . Известный драматург Пастухов становится свидетелем того, что, несмотря на приготовления к эвакуации, музей продолжает работать. По воспомина- ниям хранителя музея периода войны С.И.Щеголева, усадьба была полна посетителями, в первую очередь бойцами-красноармейцами. 5 октября 1941 г. он записал: «Смотрят, слушают рассказ экскурсовода о Толстом с исключи- тельным интересом. Во второй половине дня объявлена тревога, налет на Тулу, слышится гул зенитных орудий. Экскурсии не прерываются, и как-то особенно выразительно звучит рассказ о “Войне и мире”, Отечественной вой- не, Бородинском бое, героизме русского народа под гул моторов и выстрелы зенитной артиллерии» 12 . Другой сотрудник Ясной Поляны Н. Ф. Мурашов писал: «Красноармейцы из госпиталя ходят по 60–70 в день. Никак нельзя го- ворить о свертывании работы музея» 13 . Федин художественными средствами хотел выразить чувства этих людей, которые приходили в толстовскую усадь- бу осенью 1941 года. «Очень тихим голосом, но быстро, без запинки, экскурсовод начала по- вторять тысячи раз произнесенные ею слова о комнате, в которой они очу- тились, и Пастухов понял: она ухватилась за свои заученные фразы в на- дежде, что они избавят от готовых проступить слез. – Эта комната в семье Толстых называлась комнатой для приезжаю- щих. Здесь ночевали приезжавшие в Ясную Поляну гости и друзья Толстого. Комната называлась также нижней библиотекой или комнатой с бюстом. Лев Николаевич велел сделать вот эту нишу в стене и поместил в ней мра- морный бюст своего любимого (она приостановилась, глядя на пустую ошту- катуренную, выбеленную нишу, и дрожащими пальцами стала вытягивать из-под узенького рукава платья носовой платочек)… своего любимого, – пов- торила она, – старшего брата Николая Николаевича, которого он звал Николенькой... Бюст сейчас уже упакован, – добавила она с покорностью, при- хватила крепче платочек, вырвала его из рукава и отвернулась в сторону.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=