Тульский краеведческий альманах №14 2017 г
227 «Дорога по Жуковской скатывалась книзу и сама диктовала шаг. Но и там, где покатость кончалась, Надя не убавила скорости. Чем ближе была цель, тем ровнее становилось у нее на душе. Жилье Павла она хорошо знала. Довольно большая комната за един- ственным широким окном открывала неподалеку зрелище екатерининской надстройки Одоевских ворот кремля. Тяжкая луковица со шпилем казалась татарским сооружением, под грузом которого осела в землю и без того груз- ная башня. Надя любила смотреть на эту память времен. Она рисовалась ей как неуклюжая, но привлекательная буквица летописи, напоминая про- читанные рассказы о страстотерпной истории Тулы» [517]. Особое значение в замысле Федина играла Ясная Поляна. Заметим, что и находящаяся между Тулой и Ясной Поляной Косая Гора также упомянута в романе (в связи с формированием заводской обороны в первые дни войны): «– У нас тоже слышали. Оборону будто готовить заводы начали. Про Ко- сую Гору рассказывали. Да коли война до Косой Горы дойдет – какая там обо- рона,– махнула тетя Агаша рукой и тихонько тронула Надино плечо» [532]. В романе К. А. Федина Ясная Поляна выступает не как место изображения и развития сюжета, а как полноправный художественный образ, как составля- ющая хронотопа произведения. Образ родовой усадьбы Л. Н. Толстого в романе несет огромную идеологи- ческую и символическую нагрузку, порой более важную, чем функции совет- ских атрибутов и социалистических реалий, что для произведения 1960-х гг. совсем не обычно. Образ Ясной Поляны в «Костре» завершает развитие толстовской темы всей трилогии Федина. Это завершение, с одной стороны, сугубо хронологи- ческое, с другой – идейное, нравственно-этическое, важное для понимания многих образов-персонажей, проходящих через все романы. Финальное поло- жение данного образа бросает ретроспективный отсвет на предшествующие сюжетные ходы и развитие характеров, которое они уже получили (в част- ности, это касается линий А. В. Пастухова, Аночки Парабукиной – Улиной – Извековой, Цветухина). Федин длительное время изучал исторические документы, касающие- ся усадьбы Толстого, и особенно – ее судьбы в период Великой Отечествен- ной войны. Фактология романа в этой части является строго документаль- ной, что не раз отмечалось литературоведами и критиками (М. М. Кузнецов, З. И. Левинсон, Ю. М. Оклянский), а также музейными работниками (Н. П. Пу- зин, Т. Н. Архангельская). В документах Федин обращал внимание на мельчайшие нюансы. Так, он отметил для себя, что последней записью мирного времени в книге посетите- лей музея стал отзыв учащихся школы № 582 г. Москвы, приехавших в усадь- бу 22 июня 1941 г. Эта деталь затем пронзительно «прозвучала» на страницах «Костра» ( «Когда они возвращались домой, их маленькие сердца бились уже по-другому» ). Перелом настроения, перелом всей жизни, изменение масшта- бов на шкале ценностей – то, что так волновало писателя, – изображено не просто на фоне, а с участием Ясной Поляны и Толстого. Война отодвинула, «измельчила», уменьшила бытовые проблемы, игры самолюбия, тревоги, ам- биции, еще вчера владевшие многими людьми безраздельно (это мы видим на примере драматурга Пастухова), и заставила осознать истинные ценности, к числу которых принадлежат любовь, сострадание, патриотизм, талант. Ясная Ä. À. Ðîìàíîâ. Çà Êîíñòàíòèíîì Ôåäèíûì ïî òóëüñêîé çåìëå
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=