Тульский краеведческий альманах №14 2017 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 222 Вопросительный знак этой водоразборной колонки не раз возникнет на страницах «Костра» как символ душевной неустойчивости героя, его неуве- ренности в завтрашнем дне, как показатель того, что спокойное, уютное, пат- риархальное прошлое безвозвратно миновало, а такое желанное новое время, принося с собой технический прогресс и совершенствование быта, сопряжено с тревогами, опасностями и многими несправедливостями. «Но эта колонка имела для него неко- торое особое значение, о чем он, пожалуй, никому не сказал бы, чтобы не вызвать на свой счет шуток. Достойный, хотя слегка устарелый прибор, воздвигнутый в инте- ресах материальной культуры горожан, был отлит из чугуна в форме толсто- го знака вопроса, и к нему приспособлена была такая же чугунная ручка, выгнутая как запятая. Сооружение стояло на пя- тачке бетона, всегда мокром, а у переднего края пятачка, в черноземе, вымыта была водою скважина, переходившая в канаву, которая извивалась вниз по улице поэта Жуковского, образуя между тротуаром и мостовой рубеж, живописно поросший травой и усеянный булыжником. <…> Надо было бы сносить, выкорчевывать пережившее свой век бытовое старье,– так выходило по рассуждениям Извекова. Но не совсем так выходило по его чувству, потому что он, к удивлению своему, понял, что, если уж второй раз облюбовывает себе здесь будущее жилье, значит, прельщает же его нечто в прабабушкином быту, все равно – ландшафт ли, воспоминание ли о волжских взвозах или тишина, целительная для ус- талых нервов. Может быть, если бы, паче чаяния, оказалось, что уже ни в каком захолустье и никогда больше не встретишь подобного ласкового взо- ру угла, то и пожалеешь, что он навечно ушел в небытие и не существует даже как памятник» [204]. Дом Извекова мы увидим еще раз позднее, глазами чудом вырвавшейся из сминаемого фашистами Бреста Анны Тихоновны, жены Извекова. И этот дом вновь покажется приютом спокойствия и семейного тепла. «И вон уже этот дом, наполовину обнятый лапами ясеней, наполовину окаченный светом полдня; дом с кривым козырьком обшарпанного, но чем- то уютного русского крыльца; дом, который стал во сто раз милее, чем ка- зался Анне Тихоновне всего какой-нибудь десяток дней назад» [503]. Федину удалось запечатлеть центр Тулы таким, каким мы его уже не уви- дим никогда. И в этом отношении «Костер» – исторический документ. «Пока он, тогдашним летом, бродил по “литературному заповеднику”, ему встретились, дай бог, трое прохожих, да и те что-то совсем мало при- мечательные, сонные, а за водой так никто и не подошел, сколько он ни сто- ял у колонки. Только двое мальчишек перебежали со двора на двор, и тот, кто улепетывал первым, кричал на высочайшей ноте, а преследователь его Водоразборная колонка на перекрестке улиц в центре Тулы. Фото Д. Романова, 2017 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=