Тульский краеведческий альманах №14 2017 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 176 Хочется верить, что в ближайшем будущем в Туле может быть организован музей Константина Дмитриевича Ушинского, чье творческо-педагогическое наследие и сегодня имеет современный характер, ибо он «вдохнул было жи- вую душу в наше рутинное школьное дело и указал ему надежный путь к славному и бесконечному развитию и усовершенствованию на пользу об- щую. Но не нашлось достойных продолжателей, и дело разносторонних улуч- шений в учебно-воспитательной области ждет своей очереди» 8 . В 1893 г. в серии ЖЗЛ появился биографический очерк русского писате- ля Евгения Соловьева, посвященный Д. И. Писареву. В статье в Википедии, посвященной самому автору, говорится, что историко-литературные и кри- тические работы Соловьева полны неточностей и ошибок. Такого рода «ра- зоблачения» привели к тому, что как автор Соловьев отстранен издательст- вом. Но довольно быстро он вновь печатается под псевдонимом Мирский. В 1905 г. под псевдонимом Андреевич издательство «Знание» печатает «Опыт философии русской литературы». Справедливости ради отметим, что книга имела большой успех и у читателей, и у критиков. В том же 1905 г. вышла переработанная им монография о Л. Н. Толстом, первое издание которой состоялось в 1894 г. Флорентия Павленкова и Дмитрия Писарева «разнил» только один год в возрасте. Д. И. Писарев родился 2 октября 1840 г. в Тульской губернии, в родовом имении отца, потомственного дворянина и богатого помещика. К началу 1860-х годов имя критика и публициста Писарева было на устах всех молодых людей, относивших себя к передовым по взглядам россиянам. В середине 1860-х годов Ф. Ф. Павленков сближается с Д. И. Писаревым и его семьей, знакомство вскоре перестает в дружбу. Влияние Д. И. Писарева на друга было безусловным: общение с ним способствовало развитию демо- кратических убеждений у Ф. Ф. Павленкова. Более того, по причине издания Павленковым некоторых произведений Писарева, запрещенных цензурой, он был подвергнут суду, позже заключен в Петропавловскую крепость и со- слан в Вятскую губернию. В дальнейшем Цензурный комитет очень пристально изучал книги из серии Ф. Ф. Павленкова, в результате чего издатель «боролся» за некоторые очерки, портреты, эпиграфы. Вторые, третьи издания позволяли восстанав- ливать цензурные изъятия. Преследованию Цензурного комитета была под- вергнута биография писателя Льва Толстого, выпущенная Ф. Ф. Павлен- ковым без предварительной цензуры в количестве 10 тысяч экземпляров. Безусловно, перед упоминаемым ранее Евгением Соловьевым, автором очерка о Л. Н. Толстом, в 1894 г. стояла чрезвычайно сложная задача – изложить личные и творческие обстоятельства жизни известного литератора, к этому времени ставшему классиком русской литературы. Автор четко следовал правилу: «…Полагаю, никто не станет требовать от меня, чтобы я представил всю жизнь графа Толстого вытянутой в одну ли- нию, а самого Льва Николаевича каждую минуту сокрушающимся о грехах своих, о противоречиях цивилизации и ищущим опять-таки каждую минуту правды и истины. Жизнь Толстого, как и всякого человека, исполнена противо- речий» 9 . Современному литературному критику, обращающемуся к творчеству Л. Н. Толстого, писать о гении, чье имя давно занесено в почетный список «Ста писателей всех времен и народов», гораздо проще, чем при жизни литератора. Е.Соловьеву удалось корректно не стать ни судьей, ни моралистом, ибо на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=