Тульский краеведческий альманах №14 2017 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 162 завод не будет пущен в срок. Впасть в уныние было от чего, поскольку за прошедшие полгода были проведены только подготовительные работы и то далеко не в полном объеме: не удалось закончить строительство железнодо- рожной ветки, долгое время «утрясались» вопросы с подводом электроэнергии. Из 40 полагающихся для рабочих бараков было построено всего 6, а это на- прямую отражалось на контингенте рабочей силы: из полагавшихся по плану 4–5 тысяч рабочих на стройплощадке трудились только 2 тысячи. Главная причина невыполнения темпов виделась в том, что строители «по-боевому не мобилизовались на отдельных боевых участках» 7 . Результатыпервого года строительства былинеутешительны. Вдокладных записках, направлявшихся в Московский обком весной 1932 г., отмечалось, что по итогам 9 месяцев строительных работ наметилась угроза срыва наме- ченных сроков пуска первой очереди. План на 1931 г. был выполнен только на 60%, в частности по железобетонным работам – на 31%, по земляным – на 40%. Значительное отставание было по основному строительству: фунда- ментам доменных печей, блокам кауперов (доменных воздухонагревателей), по подготовке площадки для строительства электростанции. Не было завер- шено и строительство подсобных сооружений – мастерских, складов, врезуль- тате чего весь материал валялся под открытым небом. Весной 1932 г. особенно остро стоял вопрос возведения незатопляемого моста через реку Упу, поскольку весенний разлив мог на два месяца отрезать площадку от железной дороги и полностью парализовать работы 8 . Только благодаря нажиму Тулгоркома в конце февраля 1932 г. удалось форсировать работы по строительству моста, которые были окончены к 20 марта. Несмотря на все проблемы и отставание от планов, сложив- шееся к началу лета 1932 г., местное руководство публич- но все еще придерживалось первоначальных сроков пуска завода, хотя ситуация была очевидной даже для человека «со стороны». Один из участни- ков совещания в Тулгоркоме 30 мая 1932 г., приехавший из Москвы и посетивший строй- площадку, отмечал: «Какое впе- чатление производит строй- ка, когда попадаешь на нее? Впечатление мертвечины. Нет у нас захудалой стройки, где бы царила такая мертвечина, как здесь. Нет ощущения, что люди чем-то заняты, что есть какие-то темпы. Это первое впечатление, которое произ- водит стройка. Второе впе- чатление – это страшная не- организованность стройки на На строительстве Новотульского металлургического завода. 1932 г. ГУ ГАТО. Ф. П-5682. Оп. 3. Д. 59. Л. 2

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=