Тульский краеведческий альманах №14 2017 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 156 В 1922 г. Тулкожтрест в качестве эксперимента начал выделку техничес- кой кожи – «чепрака», т. е. приводного ремня. «Чепраком» или «крупоном» кожевники называют самую лучшую по прочности и носкости часть кожи 31 . До революции приводной ремень приобретали преимущественно в Англии. Тульская фабрика приводных ремней, существовавшая еще до Первой ми- ровой войны, кроила и шила приводной ремень из английского и таганрог- ского чепрака. Для производства технической кожи здания заводов требовали капиталь- ного ремонта, смены оборудования и механизмов. За строительный пери- од 1923 г. на тульском кожевенном заводе (ул. Ново-Павшинская, 69; ныне ул. Коминтерна) построили отдельный корпус, механизировали производст- венные процессы, пригласили специалистов. Объединение Кожтрест «…не остановилось ни перед чем и дало русский ремневый чепрак, снабжая своим ремнём военную, текстильную, угольную промышленность» 32 . В течение 1924 г. инженерами Кожтреста под руководством и при непо- средственном участии инженера В. Д. Иванова (он же директор Тулкожзавода) разрабатывался проект реконструкции бывшей самоварной фабрики наслед- ников А. С. Баташёва по ул. Ново-Павшинской, 71 33 . К тому времени Тул- губисполком перевел в распоряжение Кожтреста здания фабрики. Проект предусматривал расширение чепрачного производства. Оставляя произ- водство хрома в Богородицке, Тульский кожзавод ориентировался на вы- работку исключительно технической кожи – приводного ремня. По своему оборудованию и размерам завод занял видное место в кожевенной промыш- ленности СССР. Он производил до 40% всей продукции СССР по техниче- ской коже. Соотечественники гордились новым предприятием: «Завод великолепно механизирован, безупречен в отношении охраны труда и здо- ровья и “фордирован”, т. е. замечательно соблюдено условие кратчайшего пути продукта в процессе выработки (по аналогии с организацией произ- водства на заводах Г. Форда). Этим принципом производства (“течение ма- териала”, как его принято называть техниками) инженер В. Д. Иванов сде- лал новый завод настолько исключительным и оригинальным, что всякий, интересующийся успехами рационализации производства, обязан побывать на этом заводе» 34 . На заседании президиума ЦК профсоюзов рабочих кожевников СССР от 17 ноября 1925 г. было принято решение о расширении чепрачного произ- водства в г. Туле. Всероссийский кожевенный синдикат предоставил кредит на реконструкцию. Это решение было подготовлено преобразованиями, осуществленными в Тульской губернии. Основное производство централи- зовалось и сосредоточивалось в Туле. Агенты Тулкожтреста скупали сырье, разъезжая по населённым пунктам губернии, уездным ярмаркам. Достав- ленные кожи хранились на складе в Туле на ул. Старо-Павшинской, 66 (ныне ул. Мосина). Здания не сохранились. На 1-е марта 1925 г. в Кожтресте числились 241 рабочий и 86 служащих, включая правление и торговый аппарат. На подведомственных предприяти- ях трудились 228 рабочих и 24 служащих. Изготовлением обуви занимались кустари-крестьяне в разных уездах губернии. Их количество не было стабиль- ным, например, в феврале работали 34 кустаря. На тот период уже сущест- вовали артели по изготовлению обуви. Но это отдельная тема, она не входит в область наших исследований. Рынком сбыта продукции являлись Москва
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=