Тульский краеведческий альманах №14 2017 г
Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 142 К 1934 г. неблагоприятная обстановка в Хрусловском детском доме достиг- ла своего пика, и дети устроили бунт против администрации и персонала. Районный отдел народного образования вынужден был принять реши- тельные меры и заменил весь педагогический состав, направив в Хрусловку выпускников Московского областного педагогического училища, Зарайского, Бежецкого и Загорского педтехникумов. Назначенный заведующим учебной частью Л. А. Соколов так описывал свой первый рабочий день: «Вошел я в спальню и остолбенел. Мальчики ле- жат на койках в ботинках, всюду грязно, костюмы не стиранные. – Здравствуйте, – произнес я. – Направлен к вам завучем. Зовут меня Лев Алексеевич. – Здорово, если не шутишь, – буркнул один из них. Остальные промолчали» 13 . Молодой учительско-воспитательский состав взялся за решение трудной задачи. Порядок удалось наладить в опоре на военную дисциплину. Военные игры особенно нравились детям. В хозяйственных и полевых работах также использовались отряды и звенья с выбранными командирами. Но и творчество было не чуждо детдомовцам – среди воспитанников было немало музыкально одаренных детей. Из их числа был создан прекрасный «шумовой оркестр», где наряду со струнными инструментами использовались самодельные дуд- ки, пастушьи рожки, подвешивали даже бутылки с водой, налитой на разных уровнях. Оркестр выступал перед учительскими конференциями. В холодную зиму 1939 г. сильно пострадал сад – дети ухаживали за по- мерзшими деревьями, сажали новые взамен погибших. Была организована спортивная площадка, построены новые хозяйственные помещения. В первые годы существования детского дома его воспитанниками в ос- новном были дети, оказавшиеся на улице в революционные годы и во время Гражданской войны. Их подбирали на улицах, в поездах, подвалах, на рын- ках. Великая Отечественная война внесла коррективы и в быт, и в контингент детского дома. В. Смирнов, воспитанник Хрусловского детдома, вспоминал: «В 1942 г. мне было двенадцать лет. Но детства уже не было. Было горе и сиротство. Отец расстрелян фашистами, мать умерла. Ясно помню, как нас, обездоленных войной ребят, привезли и высадили у входа в кра- сивый парк на берегу Осетра. В оборванной телогрейке на плечах я пере- ступил порог своего нового дома. Немцы подходили к Веневу, и воспита- тели собрали ребят в тыл. Сами остались присмотреть за хозяйством, что нельзя было вывезти. Гитлеровцы, отступая, подожгли здание дет- ского дома. Но сотрудникам удалось погасить пламя и не дать сгореть ему полностью» 14 . Главный корпус выгорел и стоял без окон и дверей, сорок детей юти- лись в маленьком деревянном домике. По мере восстановления экономики области после освобождения от немецко-фашистских захватчиков жизнь в детском доме стала налаживаться. Уже к лету 1943 г. был отремонтиро- ван главный корпус, в 1944 г. была пущена электростанция, построенная при активном участии самих ребят. Количество воспитанников увеличилось до 200 человек 15 . Общее состояние детского дома улучшилось, окрепла материально-эконо- мическая база за счет имеющихся подсобных хозяйств. Предприятия района оказывали помощь коллективу в воспитании детей. Многие из воспитанни- ков, окончивших среднюю школу, поступали работать на тульские заводы,
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=