Тульский краеведческий альманах №14 2017 г

Òóëüñêèé êðàåâåä÷åñêèé àëüìàíàõ • Âûïóñê 14 • 2017 96 земельных излишков у крестьян не допускалось. Эта мера была оправданной, так как крестьянство, раскрепощенное революцией и опытом погромов лета – осени 1917 г., нельзя было наделять полной свободой действий, которая могла бы привести страну к более опасному социальному положению. После окончания основного процесса распределения земель представители власти на местах должны были информировать центральные органы обо всех осуществленных хозяйственно-экономических действиях. В одном из докладов 1919 г. заведующего секцией советских хозяйств губземотдела отмечалось, что успех хозяйственного предприятия в большой мере зависел от правильно орга- низованного управления и счетоводства. Причем, по его мнению, счетоводство стало главной проблемой. В новом государстве отсутствовало достаточное коли- чество специалистов, способных освоить двойную систему счета по хозяйствен- ным книгам, в которых необходимо было отмечать приход–расход и передви- жение денежных средств, продуктов и рабочей силы 25 . Распределение земли и инвентаря бывших помещиков среди населения вы- зывало негативную реакцию со стороны крестьян в виде беспорядков. Данный факт подтверждает доклад Совета народных комиссаров губернским и уезд- ным земельным комитетам от 30 ноября 1917 г., в котором говорилось о том, что Декрет о земле стал причиной анархического захвата отчужденных терри- торий и разрушения культурных сельскохозяйственных ценностей. Крестьяне расхищали хлеб, проводили беспорядочное деление живого и мертвого инвен- таря, калечили скот, разрушали и сжигали усадебные постройки 26 , т. е. процесс начинал приобретать стихийный неуправляемый характер. Создавшаяся с конца 1917 г. критическая ситуация требовала немедлен- ного разрешения. В связи с этим Тульский губземком предложил усилить роль волостных земельных комитетов и передать им под контроль и охрану без раздела сады, усадьбы и свеклосахарные плантации по причине их обще- государственной ценности. Эта мера представляется одной из наиболее цен- ных, так как позволяла сохранить высокоорганизованные хозяйства бывших помещиков, их усадьбы. Распределение земли производилось также строго по утвержденному комитетом плану, а учтенный живой и мертвый инвентарь не выдавался «сверх меры» 27 . Среди превентивных мер по устранению проблемы разрушительных дейст- вий крестьян особую важность приобрела справедливая организация про- цесса распределения сельскохозяйственного и рабочего инвентаря бывших помещиков. В целях выявления потребности населения в орудиях труда от- дел сельскохозяйственной статистики Народного комиссариата земледелия решил провести в 1918 г. анкетирование 28 . Позиции анкеты, содержащей пе- речень основных видов инвентаря, обсуждались и заполнялись населением коллективно в каждой волости. В задачу уездных земельных отделов входил контроль за правильностью заполнения анкет, а также их последующий сбор и отправкой в вышестоящие органы власти 29 . Анкеты, заполненные в Крапи- венском уезде, сохранились в Государственном архиве Тульской области 30 , их обобщенный результат представлен в таблице 3. Из данных таблицы следует, что наиболее востребованный инвентарь предназначался в основном для земельных работ и строительства, а также содержания лошадей и скота. Низкая потребность в сельскохозяйственных машинах 32 может быть объ- яснена двояким образом. С одной стороны, машин не могло быть так же

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=