Записки научных семинаров Тульской школы теории чисел. Вып. 1. 2022 г.

8 В. Г. Дурнев принадлежат две заданные точки, и некоторых фактов о действительных числах. Никто из учащихся ничего не понял. По-моему, и сама учительница мало что поняла, учителя этот ма- териал обычно просто пропускают, как и другой материал, который они считают „слишком трудным “ для школьников. Теперь мне кажется, что может быть они и правы. Но тогда я был молод. Михаил Николаевич и учительница мне как-то ненавязчиво объяснили (детали уже не помню), что может быть „по форме я и прав “ , но это выглядит „как некоторое издевательство “ над юными, неокрепшими умами школьников обычной, а не специализированной школы. Сле- дующий урок прошел достаточно успешно. На следующем курсе мои уроки прошли вполне успешно, руководил тоже Михаил Николаевич. После окончания педагогической практики он мне сказал, „Я опасался, что ты не сможешь нормально взаимодействовать со школьниками и объяснить материал на доступном им языке (уровне) “ . Меня удивило такое серьезное отно- шение Михаила Николаевича к математическому обучению школьников. Я проще смотрел в те годы на такие вещи... 4. Самуил Израилович Рабинович Вспоминается еще один эпизод того времени. Самуил Израилович Рабинович, который мною в то время руководил, сформулировал мне один вопрос из функционального анализа, касающийся свойств норм (он в то время работал над переводом одной монографии по функ- циональному анализу, к сожалению, забыл ее название и на каком языке она была написана, но, по-моему, не на английском, поэтому Самуил Израилович с энтузиазмом взялся за перевод, приобрел проектор, фотопленку с текстом монографии и т.д.). На первую часть вопроса он знал ответ, а на вторую – нет. Мне удалось получить ответ. Встретив через несколько дней по- сле этого в институте Самуила Израиловича, я ему рассказал, как построил ответ на первую часть вопроса, он воскликнул „Я и сам это знаю “ (он доцент, а я студент второго курса), но я сказал, что построил ответ и на вторую часть вопроса. Он промолчал. Мы поднялись на третий этаж, подошли к двери кафедры. Дверь отворилась, вышел Михаил Николаевич, остановился в дверях. Самуил Израилович, показывая на меня сказал „Он молодец “ и те- перь хочу привести высказывание Михаила Николаевича, которое мне запомнилось на долгие годы, он громко сказал „Он что, понял, что такое Актуальная бесконечность “ и громко за- смеялся. Через минуту-две Самуил Израилович сформулировал утверждение-вопрос, которое предлагаю назвать 5. Парадокс Добровольского – Рабиновича Сформулирован С.И. Рабиновичем в 1966-1967 годах на третьем этаже перед входом на кафедру алгебры ТГПИ имени Л.Н. Толстого “ Хорошо известно, что скорость света больше скорости звука. Но почему Добровольского и Рабиновича сначала слышно, а лишь потом видно? ” С тех пор я помню Михаила Николаевича как очень крепкую, цельную, громкую Личность. Думаю, что многим студентам он представлялся, как бы это аккуратно сказал, в определенной мере отстраненным и малодоступным. Но мое общение с ним показало, насколько он был, как и многие другие преподаватели математического факультета ТГПИ человечным. Помню, как исказилось его лицо, когда он мне в школе, где я проходил педагогическую практику, сообщил о смерти Владимира Дмитриевича.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=